#1 (13)
2002 г.
Архив журналов | Содержание _

Перспективы женского объединения перед выборами в России: из ойкоса в полис?

Ноженко Мария Владимировна,
ассоциированный сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге

Жизненное пространство древних греков было поделено на ойкос - домашнюю сферу, где всей полнотой власти обладала женщина, которая вела домашнее хозяйство, распоряжалась рабами, присматривала за домочадцами, и пространство вне дома - полис, где правили мужчины. Давно уже перестали существовать греческие города-государства, но идея разделения на ойкос и полис продолжает жить в современной России. Правда, в нашей стране она приобрела новое звучание.

***
Анализ интервью с женщинами-кандидатами в Законодательное собрание Ленинградской области1 показал, что для них существуют два типа представления о политическом пространстве, исходя из которых формулируются цели и стратегии прихода в политику. Первый тип, доминирующий в интервью, имеет в своей основе разделение политического пространства на "полис" (в первую очередь экономические вопросы) и "ойкос" (социальную сферу). Государство здесь сравнивается с семьей, с домом, который "без женщины - сирота". Как и в любой традиционной семье, мужчине в государстве отводится роль добытчика денег, а женщине - умелой и экономной распорядительницы заработанных мужчиной средств:
... государство - это та же большая семья... мужчина должен знать, как заработать деньги, а женщина должна потратить их правильно, с умом. Не на войну, не на агрессию, не на какие-то увеселительные дела, а именно на то, что надо.
Женщина является "хранительницей очага", решающей каждодневные вопросы, которые мужчины просто не замечают, т. к. они "глобально мыслят, думают о перспективе", в то время как "жизнь складывается из мелочей". Именно потому, что женщины "ближе к населению", они должны отвечать за социальные вопросы, помогая всем, кто в этом нуждается: детям, старикам, инвалидам и т. д. То, что женщине ближе именно социальная политика, показывают и лидирующие позиции женщин в учреждениях с ярко выраженной социальной направленностью. Таким образом, зная ситуацию на местах, зная социальные проблемы, женщина лучше может решать такого рода вопросы. Женщина традиционно управляла микроойкосом - собственным домом, именно поэтому она лучше, чем мужчины, способна управлять и макроойкосом - обществом:
Практически никто из мужчин не идет к избирателям с проблемами семьи... Все идут с виденьем экономической ситуации... но решать на законодательном уровне проблему семьи и общества - этого мужчины не видят. А это - основополагающее.
Приход женщины в политику не снимает с нее ответственности перед собственными домочадцами, поэтому ей приходится нести двойную нагрузку:
...если женщина сейчас идет в политику, у нее все равно больше обязанностей. Обязанности перед семьей никто не снимает, она ответственна за воспитание детей... Женщина должна быть еще сильнее, еще выносливее...
Так как само политическое пространство должно быть поделено на ойкос и полис с традиционным разделением обязанностей, то необходимы дополнительные механизмы обеспечения прихода женщин в органы власти, женщин, решающих именно социальные вопросы:
Может быть, не 50%, но 10-15% женщин должно присутствовать в органах власти. Потому что мужчины занимаются экономикой, перспективными вопросами, а здравоохранение, работа с молодежью, другие социальные вопросы остаются не охваченными.
Или:
...пока в правительстве, на всех уровнях власти России не будет женщин хотя бы 25-30%, социальные проблемы решаться не будут.
Следовательно, т. к. мужчина и женщина в политике отвечают за разные вопросы, то необходимо введение квотного представительства женщин, с помощью которого макроойкос приобретет хозяек.
Второй тип представления о политическом пространстве менее популярен, чем первый, и базируется на том, что это пространство едино и неделимо. Здесь не существует разделения на мужскую и женскую роли, здесь есть только политика. Исходя из этого формируется и представление о тех функциях, которые должен выполнять политик, а именно - функция контроля:
Я свою задачу видела именно в контроле над тем, как распределяются денежные средства.
Или:
Нужен контроль, нужны порядочные люди, неравнодушные. Это все необходимо для того, чтобы средства, программы достигали своей цели и находили своего адресата.
При таком подходе политика не имеет гендерной специфики, в ней не выделяются социальный ойкос и экономический полис, все кандидаты имеют равные условия прихода к власти. При этом оценивается личность как таковая, способная к конкуренции с любым соперником и не нуждающаяся в особых "льготных" условиях:
...[квотирование] - это в некотором смысле даже унижение женщин. Есть у нас равноправие, и мужчины по достоинству оценивают тех женщин, которые сильны.
Или:
Мне не нравятся квоты в любом их виде. Но иногда они очень нужны. Но не для участия женщин в избирательных кампаниях.

***
Представления о единстве или же разделении политического пространства, а также стереотипы, существующие в обществе, сказываются на формировании и специфике женских избирательных кампаний. Так, традиционные представления о разделении семейных обязанностей используются в предвыборной риторике почти всеми кандидатками, независимо от их видения политического пространства. С той лишь разницей, что для одной их части такие представления служат основой для деления политического пространства на ойкос и полис, а для другой - лишь одним из средств достижения собственных целей. Так, одна из кандидаток, придерживающаяся той точки зрения, что политическое пространство едино, на вопрос о том, будет ли она использовать женский фактор в предвыборной борьбе, ответила:
Конечно, я хочу этим воспользоваться. Тем более, что сейчас у многих такое настроение, что мужчины, пребывая у власти, порядка не навели. Может быть, мы выберем женщину и она наведет порядок в доме. Я так не думаю. Но такое мнение существует.
Целью любой предвыборной борьбы всегда является не только участие, но и победа. А для победы необходимо максимальное использование любых ресурсов, включая и женское обаяние:
Обаяние очень влияет на электорат, особенно на мужчин... Есть такая склонность у мужчин - в нашу сторону...
Или:
...у меня в округе военные и СИЗО. Я думаю, что мое личное обаяние на военных и на СИЗО тоже должно распространиться.
С другой стороны, политика всегда ассоциировалась в первую очередь с мужчиной, и поэтому для него во власть "проторена уже дорога". Женщина только осваивает эту сферу, и ей необходимо "неоднозначно подходить", "творчество проявлять".

***
Одной из главных проблем, с которой столкнулись женщины-кандидаты в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области, является отсутствие поддержки со стороны самих женщин. В подавляющем большинстве интервью говорилось о том, что нет женской солидарности как в электоральной среде, так и среди женщин-кандидатов. Типичными здесь являются такие высказывания: "ошибка женщин в том, что мы очень мало доверяем друг другу", "в предвыборной кампании [женщины] должны поддерживать друг друга, но не всегда это бывает откровенно, чистосердечно", "женщины друг друга топят, друг друга не пускают. Не мужчины не дают нам дороги, не пускают нас во власть, в политику, в руководство. Мужчины как раз пускают. А женщины в момент выбора не голосуют за женщин", "нам мешает отсутствие солидарности", "там, где есть женщины в одном округе, они не могут уступить друг другу, начинается растаскивание голосов" и т. д.
Итак, в настоящее время главной проблемой является отсутствие доверия и солидарности. При этом почти все кандидатки, за редким исключением, выступали за объединение женщин в период предвыборной борьбы. Каким же может быть женское движение, кто в него войдет, какие оно должно преследовать цели и каковы его перспективы? Как известно, любая консолидация требует общей идеи, под знаменами которой она будет проходить. На мой взгляд, сейчас наиболее перспективной выглядит идея завоевания женщинами макроойкоса. Именно разделение всего политического пространства на зоны мужского и женского влияния хорошо сочетается с представлениями, укорененными в обществе, с настроениями электората. Такая стратегия может быть наиболее успешно использована в тех округах, где социальные проблемы имеют первостепенное значение. Это позволит консолидироваться не только женщинам-кандидатам, но и сделает сплоченнее женский электорат. Однако такое движение имеет и оборотную сторону: разделение всего политического пространства на ойкос и полис грозит отлучением женщин от решения всех остальных, несоциальных вопросов. Также со временем повысится конкуренция среди женщин: после разграничения сфер влияния мужчины станут конкурировать друг с другом в полисе, а женщины - в ойкосе, что может привести опять к дезинтеграции и недоверию. И в этой ситуации выходом может являться поиск новой консолидирующей всех женщин идеи, идеи, где нет разделения на ойкос и полис. Сейчас пока трудно четко обозначить общий "женский политический интерес", но именно его формулирование и должно стать задачей будущего.

1 Интервью были взяты во время тренинга, проводимого "Лигой избирательниц" (3-4 ноября 2001 г.), в рамках проекта "225".