N8
1999 г.
Архив журналов | Содержание _

Элеонора Иванова,

канд. техн. наук,

президент Ассоциации

"Конверсия и женщины".

Гендерный подход к вопросам национальной и глобальной безопасности - необходимая составляющая демократии.

К тому времени, когда эта статья выйдет, международная конференция в Рейкьявике "Женщины и демократия на заре нового тысячелетия", на которой будет рассматриваться проблема вхождения женщин в политику, уже состоится. Но доклад с одноименным названием, что и эта статья, на конференцию не был принят. Я не в обиде на устроителей конференции, очевидно, такая постановка вопроса при рассмотрении прав и возможностей женщин участвовать в политике, на взгляд многих, даже продвинутых в вопросах феминизма женщин, выглядит на сегодняшний день неактуальной. Так ли это на самом деле? Проанализируем ситуацию.

Конец XX века характеризуется образованием нового мирового сообщества, это вызвано стремительным развитием информационных технологий, глобальной интеграцией экономики, возникновением транснациональных корпораций, которые претендуют на создание новых глобальных политических систем, в том числе и мирового правительства. Римский клуб озабочен дальнейшим развитием цивилизации, которое рассматривается, исходя из условий устойчивого развития, говорят о "золотом миллиарде" населения планеты, вот только мы не знаем, какой вклад в сокровищницу мировой мысли вносят женщины в подобных "мозговых центрах" планеты. На рубеже XXI века приходится с сожалением констатировать серьезные проявления дискриминации женщин даже в демократически развитых странах мира, их вторые роли в общественном развитии.

Безусловно, отсутствие гендерного баланса в политических системах стран мира делает общественное развитие дисгармоничным и неустойчивым. Этому мы имеем достаточно подтверждений, однако подкрепить убедительными примерами, в первую очередь в России, женского влияния на важнейшие сферы жизни государства и общества, которые можно рассматривать в качестве объективного фактора, а не субъективных или интуитивных утверждений, вряд ли сможем. Матриархат как этап развития? Или отдельные исторические примеры женского управления страной, увы, также обращенные в прошлое: княгиня Ольга, царствование русских императриц Екатерины I, II, Елизаветы, Е. Дашкова в качестве президента Российской академии наук и др.? Зато в новейшей истории нашей страны такие примеры можно перечислить по пальцам: А. М. Коллонтай, Е. А. Фурцева, В.И. Матвиенко ("тепло", но еще не "горячо"). В большую политику в России женщину не допускают, и эти отдельные примеры красноречиво подтверждают отсутствие женщин на уровнях принятия решений, особенно в годы реформ. Поэтому мы имеем парадоксальную повторяющуюся ситуацию, когда мужчины-политики сами заваривают кашу, хлебать заставляют все общество, не спрашивая его об ее удобоваримости, и сами оценивают результаты В обществе с патриархатной культурой и мужской моделью управления, что имеет место в России, речь об участии женщин в управлении, особенно в верхних эшелонах власти, по существу, идет на гипотетическом уровне. В то же время есть основание предполагать, что решение этой проблемы, возможно, кардинально скажется на подходах к вопросам национальной и глобальной безопасности. Международные форумы по вопросам безопасности и мира, такие как "Гаагский призыв к миру" (май 1999 года), считают, что от участия женщин в принятии решений на всех уровнях власти напрямую зависят судьбы мира в XXI веке.

Меня могут упрекнуть в том, что я сгущаю краски, что правовая база российского законодательства учитывает интересы женщин, что Российская Федерация подписала ряд важных международных документов, таких как "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", "Платформа действий IV Всемирной конференции ООН по улучшению положения женщин" и принятый в этой связи "Национальный план действий по улучшению положения женщин" (29 августа 1996 года), имеющих специальный разделы по участию женщин на всех уровнях принятия решения с рекомендацией и механизмами реализации этого участия:

    1. Значительно увеличить число женщин на всех государственно-административных должностях, в случае необходимости путем введения квоты;
    2. Принять в рамках избирательной системы меры, побуждающие политические партии к привлечению женщин на выборные и назначаемые государственные должности в той же пропорции и на тех же условиях, что и мужчин;
    3. Принять во внимание дифференцирующее воздействие избирательных систем на политическую представленность женщин в выборных органах и в случае необходимости рассмотреть вопрос о корректировке или реформе этих систем;
    4. Создать механизмы контроля за выполнением принятых обязательств.

В период президентской избирательной кампании вышли Указы Президента РФ от 18 июня 1996 года N 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года", от 30 июня 1996 года N 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", тогда же указом Президента РФ Думе было дано поручение по созданию банка данных о перспективных женщинах регионов для создания кадрового резерва. Наконец, в 1997 году Государственной Думой РФ принята "Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", в которой также предлагаются и механизмы этого обеспечения. Но, как говорится, "благими намерениями вымощена дорога в ад". До 2000 года остаются считанные месяцы, но ничего не изменилось в отношении решения названных проблем, однако ситуация в стране резко изменилась в худшую сторону с позиций безопасности жизни населения. В этой связи, может быть, кому-то покажутся не очень уместными мои рассуждения на эти темы, но мне представляется, что, пока существует гендерный дисбаланс в вопросах принятия решений по важнейшим жизненным вопросам управления страной, мы постоянно будем попадать в трудное положение.

Попробуем рассмотреть реальные возможности и эффективность женского участия в решении кардинальных государственных проблем, в том числе, и даже в первую очередь, исходя из профессиональной подготовки к этому участию. Но хочу при этом заметить, что профессионализм приходит вместе с опытом, которого как раз и не хватает в силу отсутствия женщин в этих сферах деятельности. Получается порочный круг, разорвать который - наша задача.

Поэтому, рассматривая положение женщин в политике, особенно их роль в рассмотрении проблем национальной и глобальной безопасности, выделяю, на мой взгляд, очень важные и характерные с точки зрения сложившихся отношений вопросы, на которые мы должны иметь свои ответы:

  • что такое безопасность;
  • как обеспечить устойчивое развитие;
  • что такое новый мировой порядок, мировое правительство;
  • что такое культура мира, ненасилия;
  • что такое демократические способы разрешения конфликтов;
  • как должны женщины реагировать на гонку вооружений, на решение конфликтов военной силой;
  • какова собственная точка зрения женщин на эти и другие ключевые для судеб мира вопросы и т.д.

Почему именно этим вопросам я отдаю предпочтение? Потому что традиционно большинство из них были исключительно и безоговорочно в сфере мужской компетенции. Мы считаем, что это положение дискриминационно, ошибочно (нарушение гендерного баланса само по себе ведет к дисгармонии) и, как мы наблюдаем все последние годы, приводит к тупику, если не к катастрофе.

Взять, например, вопросы безопасности. Вы можете назвать хотя бы одну фамилию женского рода в Совете безопасности Российской Федерации? Думаю, что нет, так же как и во властных структурах НАТО (исполнительный аппарат во внимание не принимаем, речь идет только об уровнях принятия решения). А в понятие безопасности входит как защита государства, так и безопасность населения. Наше государство с защитой безопасности населения явно не справляется. О безопасности государства я намеренно пока не говорю, чтобы не распыляться. Значит, население должно само позаботиться о своей безопасности. Как? Не всенародным же вооружением. Какая роль отводится женщине в этой ситуации? Как показывает весь наш опыт - исключительно объекта защиты, что с позиций прав человека удовлетворить нас никак не может: ведь не только и не столько физической силой силен человек. Значит, нужно участвовать в разработке и реализации политики безопасности.

Но если у нас не будет своей точки зрения на эти вопросы, то что нового внесет присутствие женщин в структурах власти, в тех органах, где принимаются решения? Ведь женщины в политике - это не самоцель, а другое, в чем-то отличное от мужского, политическое видение проблем, что и создает в конечном счете объемность взгляда на проблему и, следовательно, более объективный, правильный путь к ее решению.

При этом завоевание женщинами равных позиций в жизни своих стран и общества, наверное, будет логичным проводить на конкретных направлениях, наиболее критических для устойчивого развития. Но безопасность и развитие - две составляющие бытия. Устранение гендерного дисбаланса в этих вопросах должно стать целенаправленной политикой и консолидированным действием в первую очередь, как показывает наш опыт, женского движения, поддержанного неправительственными организациями в целом, поскольку только через участие третьего сектора в управлении может идти речь о гражданском обществе. А это предполагает необходимость программы действий, включающей в себя такие вопросы, как профессиональная подготовка, работа с общественным мнением.

На мой взгляд, в России существуют объективные условия для развития демократии именно через активизацию женского движения, женского самосознания. То немалое количество возникших за короткое время и действующих в различных сферах общественной жизни страны женских неправительственных организаций подтверждает мою мысль. Конечно, большинство из них чаще всего работает в социальной сфере, в благотворительности. На этом фоне лишь единицы озабочены вопросами управления. Но неправильно считать, что только оно может дать эффективный результат в вопросах безопасности, поскольку стабильность зависит в многом от прочности фундамента, который и крепится инициативами снизу. Безопасность зависит во многом и от политики и политиков. Значит, наше место и там. И повлиять на принятие того или иного решения можно только, если в органе, его принимающем, будет не менее 30% женщин (принципы паритетной демократии требуют равного 50-процентного представительства мужчин и женщин). Работа, учитывая необходимость высокого профессионального уровня, предстоит большая.

Это потребует консолидации усилий женских НПО во всем мире, выработки общих подходов к глобальным проблемам. Почему бы не рассмотреть как стратегию идею создания действующей модели мирового женского правительства (МЖП - это исключительно терминологическая аналогия, но не содержательная, однако в качестве модели позволяющая наработать необходимый опыт и профессионализм). Эта идея позволит также обозначить альтернативу существующему очень несправедливому и гибельному порядку, установленному повсеместно, а теперь и совместно, мужскими правительствами. Создание МЖП станет хорошей возможностью отработки модели участия женщин в управлении, своего рода школой демократического управления на высшем уровне.

Для российского женского движения в очень сложной сегодняшней ситуации, когда терроризм вошел в наши мирные и, как оказалось, абсолютно незащищенные дома, это шанс заявить о своей способности найти нестандартное решение в экстремальных условиях. Наверное, это задача номер один.

С позиций международного женского движения и его реального вклада в судьбы планеты считаю стратегически важным реализацию силами женщин-исследовательниц и/или женских организаций международного исследовательского проекта с примерным названием "Партнерство во имя мира в XXI веке глазами женщин". Об этом мы говорили еще в Пекине, но заинтересованный отклик получили только на Гаагской конференции, очевидно, пришло время. Мы ожидаем, что это исследование даст много идей и подходов к критериям эффективного управления безопасным развитием. Т.е. даст в руки женщин новые стратегии управления. Ассоциация "Конверсия и женщины" имеет как развернутый план по реализации этого исследования, так и потенциальных партнеров в России и за рубежом.

В любом случае эффективная политика безопасности в любой сфере человеческой жизни должна базироваться на международном сотрудничестве и участии в ней всех слоев общества. Готовы ли мы к этому?