Ищите клиновые ремни? . Промышленные ремни от официального представителя Contitech.

N6-7
1999 г.
Архив журналов | Содержание _

16 марта 1999 года Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы провел парламентские слушания на тему "О предотвращении насилия в семье". Для участия в обсуждении этого наболевшего вопроса были приглашены депутаты, представители женских неправительственных организаций, юристы, журналисты, ученые. В их числе - известный российский общественный деятель, профессор социологии, доктор философских наук, академик Международной академии информатизации, президент Международной ассоциации "Женщины и развитие", член Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ Галина Силласте. Ее выступление вызвало большой интерес у участников дискуссии. Приводим его для наших читателей.

Закон похоронили, насилие в семье живет.

Присутствуя на парламентских слушаниях, я испытывала противоречивые чувства. С одной стороны, ровно четыре года назад, в марте 1995 года, начала свою деятельность рабочая группа по разработке инновационного законопроекта "О предотвращении насилия в семье". Руководить группой мне было поручено тогдашним председателем Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Галиной Ивановной Климантовой. С другой стороны, состояние дел в этой области на сегодняшний день совсем не такое, как хотелось бы. В связи с этим вспоминаются слова великого Иммануила Канта, который сказал: "Я сеял драконов, а сбор жатвы дал мне блох".

Но - все по порядку. Цель, поставленная перед нашей рабочей группой, была предельно ясна: разработать документ, которого никогда ранее не было в законодательной российской практике.

Пользуясь случаем, хочу искренне поблагодарить за самоотверженный труд своих коллег по рабочей группе: Г.В. Антонова-Романовского, Е.И. Цымбал, Н.Н. Приходько, Т. Сафонову, О.Н. Губанина, Ю.Н. Королева, а также депутатов V Государственной Думы Г.И. Климантову, М.А. Гайдаш, М.И. Скрипицыну, Н.В. Кривельскую, Э.А. Памфилову.

Возглавив рабочую группу, я даже не представляла, за какое чудовищно трудное дело взялась. За два года нашей работы, когда Комитет по делам женщин, семьи и молодежи существовал в рамках V Государственной Думы, было составлено 28 версий законопроекта. Готовя его к первому чтению, мы собрали мнения свыше ста различных организаций: государственных, общественных, местных органов власти субъектов Российской Федерации, а также многих практиков и ученых. Проект получил высокую оценку. Но вынести его на первое чтение не удалось. Началась подготовка к выборам в нынешнюю Думу, и законотворческая деятельность резко замедлила темпы.

С приходом в Думу нового состава вновь избранный Комитет по делам женщин, семьи и молодежи вернулся к законотворческой деятельности. Когда разрабатывалась 32-я версия законопроекта, поняв безысходность ситуации, я подала в отставку.

С момента рождения идеи до новых парламентских слушаний прошло четыре года. Отпала ли за это время необходимость в законе о насилии в семье? Отвечу однозначно: он стал еще нужнее. Сегодня такой закон необходим российской семье, возможно, во много раз больше, чем в 1995 году. Объясню, почему.

Во-первых, увеличилось число жертв насилия, положение российской семьи за последние годы не только не улучшилось, а напротив, ухудшилось. Главная социальная причина роста насилия в российской семье, ее ожесточенности - бедность и нищета. Именно бедность сегодня - главный детонатор насилия в семье, буквально взрывающий ее изнутри. По официальной статистике бедных в России свыше 30 миллионов, а по социологическим данным - свыше 60-80% всего населения. Россия по уровню жизни в 1998 году сравнялась с Анголой и Коста-Рикой. Особенно страдают от бедности многодетные семьи. По данным социологов, из общего числа семей с тремя детьми 70% являются бедными, а с четырьмя и более детьми - свыше 90%. Для подавляющего большинства россиян рождение ребенка стало еще одним шагом к нищете, шагом по лестнице бедности.

Как социолог вынуждена констатировать, что российская семья конца ХХ столетия - самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия: от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического, когда убить можно и не "распуская рук".

Дети, престарелые родители, инвалиды, женщины, неспособные защищать себя, составляют ежегодно более одной трети всех убитых на почве конфликтов в семейных отношениях. Согласно только официальным данным каждый четвертый мужчина в семье избивает жену. В то же время, возросло число самосудов-расправ женщин и стариков с семейными тиранами. В общем, семья стала очагом безнадзорности, распространения наркомании и пьянства, проституции и сексуальных извращений.

Во-вторых, сейчас, как никогда ранее, необходим закон для защиты семьи как единого общественного организма в целом, зависимых ее членов - в особенности. Ведь в России в семьях проживает до 80% населения. А зависимыми членами являются дети и старики, живущие в семье, а также женщины, которые, став безработными, часто попадают в полную материальную зависимость от работающего мужа (особенно, если это к тому же "новый русский") в том случае, когда он полностью лишает ее доступа к "семейным финансам".

В-третьих, одна из причин кроется в принципиальном отличии российской семьи от западной. Оно состоит в том, что в нашей семье много поколений. А это значит, что под одной крышей (точнее, на одной "жилплощади") проживают дети, родители, внуки, а то и правнуки. И поэтому сама идея разделить закон на своеобразные законы-"грядки" для защиты детей, пенсионеров, родителей - жертв насилия со стороны детей и наоборот , на мой взгляд, не только ошибочна, но и вредна. Такие "раздельные законы" или тем более отдельные, частные поправки к существующему законодательству (что 16 марта и предложил парламентский Комитет по делам женщин, семьи и молодежи) отрицают традиции российской семьи, ее историю, специфику, реальное положение.

В-четвертых, отсутствие в России закона о предотвращении насилия в семье вступает в противоречие со всем международным опытом ООН и ее Комитетов, IV Всемирной конференции по вопросам положения женщин (1995 г., Пекин). Женские неправительственные организации неоднократно указывали на необходимость законодательных мер предупреждения и борьбы с насилием, наказания его виновников, а также - профилактики насилия в семье и в обществе.

Число стран, имеющих специальные законы по вопросам насилия в отношении женщин, расширяется. Речь везде идет о самостоятельных, полновесных законах, а не о бесконечных поправках и поправочках к ранее принятым законам. А именно такой вариант сегодня навязывает общественности парламентский Комитет по вопросам женщин, семьи и молодежи, обязанный более чем кто-либо другой защитить семью от насилия.

Возникает главный вопрос, а что представляет собой многострадальный, но все-таки подготовленный к обсуждению в Государственной Думе федеральный Закон "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье"?

Я утверждаю: законопроект представляет собой прогрессивный правовой документ, отвечающий как требованиям нашей российской действительности, так и международному опыту. На самом деле, в законопроекте разработана продуманная система реально-правовой защиты от насилия. Это закон не репрессивный, а социально-защитный. В нем определены виды защиты, и среди них - социальное вмешательство в дела семьи на основе судебного решения. Разработаны социально-реабилитационные мероприятия, проводимые в отношении виновника насилия в семье. Впервые в российском законодательстве определены условия предоставления временного приюта жертвам насилия в семьях, установлен порядок их направления и обслуживания в стационарных специализированных учреждениях. Вводится административная ответственность за физическое, психическое или сексуальное насилие в отношении зависимого члена семьи. Не буду рассказывать о законопроекте подробнее. Но скажу только, что этот новаторский и прогрессивный по своему содержанию документ фактически в ходе парламентских слушаний и не обсуждался. Его молча бесповоротно отвергли. Что же предложили взамен?

Только внести поправки в действующие Законы: "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; в "Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"; в "Закон о милиции".

Искренне скажу: я решительная противница подмены федерального самостоятельного закона отдельными поправками (пусть даже многочисленными) в действующие законодательные акты. Да и о каких поправках, собственно, идет речь? О некоторых частных мерах по защите детей от жестокого обращения с ними в семье, на улице, в дошкольном учреждении. Предлагается, например, лишать родителей родительских прав , если они ими злоупотребляют. Уточняются и расширяются виды социальной помощи, оказываемой гражданам, проживающим в семьях с неблагоприятными семейными отношениями. Предлагается ввести административную ответственность взрослых граждан, которые совместно с детьми потребляют спиртные напитки или одурманивающие средства. Милиции предоставляется право задерживать лицо, находящееся в состоянии опьянения, в своем доме, если его действия угрожают личной безопасности проживающих вместе людей.

Не буду спорить, сами по себе это полезные поправки. Но они не смогут изменить ситуацию. Это полумеры, не способные ни пресечь насилие, ни его предотвратить. Говорят: "Зато обществу не потребуется дополнительных средств из федерального бюджета!" Это верно. Поправки денег не требуют. Но закона они не заменят.

И здесь возникает логический вопрос, кто они - главные противники законопроекта о предотвращении насилия в семье? Это именно те организации, которые, казалось бы, в таком законе должны быть особенно заинтересованы: Генеральная прокуратура и Верховный Суд РФ. Их позиция, на мой взгляд, объясняется просто: чиновники не хотят новой ответственности. Но дело не только в позиции нашей отечественной Фемиды. В самой Думе многие депутаты, в том числе и женщины, стоят на патриархальных позициях: "Не следует вмешиваться в дела семьи. Она во всем разберется сами". Беда также в том, что значительная часть российского общественного мнения разделяет такую консервативную точку зрения.

В борьбе против законопроекта широко использовалась и "тяжелая артиллерия" - "аргументы финансового порядка". Изощренные чиновники посчитали, что расходы по реализации нового закона составят фантастическую сумму, так как необходимо, якобы, построить 2940 территориальных центров социальной помощи семье и детям, 3790 приютов для детей и подростков и 1500 кризисных центров помощи женщинам - жертвам насилия в семье. Помилуйте! Здесь же все перепутано, перемешано. Да все эти "стройки" в таком количестве не нужны! В лучшем случае задача должна решаться в течение десятилетий. Даже при наших ограниченных материальных возможностях новый законопроект можно реализовать, тем более, что этим будут заниматься субъекты РФ, а им виднее, что и когда они в состоянии сделать, что и в каком количестве построить.

Приходится констатировать, что Государственная Дума, российское общество, видимо, все еще не готовы, "не созрели" для принятия полноценного закона о защите семьи от насилия. И нам всем предлагается малоутешительный компромисс: поправки в действующие законы. Я могу понять мотивы такого компромисса: лучше хоть какое-то подобие правовой защиты, чем совсем ничего.

Истина такова, что самый главный двигатель прогресса во всей работе по защите членов семьи, особенно женщин, от насилия - это не государство, не парламент и не политические лидеры, а женские неправительственные организации. Именно они многие годы последовательно выступают за принятие закона об основах социально-правовой защиты семьи. При этом женские организации учитывают, что, только по официальным данным, на профилактическом учете в органах внутренних дел состоит свыше 3,5 миллионов лиц антиобщественного поведения. Среди них более 296 тысяч отнесены к категории семейных дебоширов, 420 тысяч - больные хроническим алкоголизмом, 74 тысячи - наркоманы, около 40 тысяч - психически нездоровые люди. Все они представляют собой реальную угрозу для безопасности членов семьи, проживающих под одной крышей. Так, по данным Главного информационного центра МВД РФ, в 1998 году расследовано 164 тысячи преступлений с бытовой мотивацией.

А российская власть по-прежнему мер никаких не принимает! И печальная история работы над законопроектом повторяется. Ко времени завершения деятельности V Государственной Думы рабочая группа подготовила 26 версий законопроекта "О предотвращении насилия в семье". Но первое чтение так и не состоялось. Прошло четыре с лишним года. В VI Думе появилось еще 25 версий. Проект получил новое название "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье". И опять на первое чтение документ не вынесен. Грустные приходят мысли. Как это часто бывает, чем больше совершенствуют и обсуждают законопроекты в ходе общественных дискуссий и экспертиз, тем отчетливее напрашивается вывод о том, что необходимо вернуться к начальным разработкам. Они, как правило, оказываются более конструктивными, чем пятьдесят последующих версий.

Пора остановиться, набраться решимости и вынести в парламенте законопроект на первое чтение. Я убеждена, что в Думе достаточно прогрессивно мыслящих депутатов, которые поддержат закон о предотвращении насилия в семье. Обсуждать надо те поправки, которые будут предложены в ходе парламентской дискуссии.

А пока женским организациям надо убеждать общественное мнение в необходимости закона о борьбе с насилием в семье. Для этого требуется время. Обратившись к опыту зарубежных коллег, я узнала, что, например, в штате Миннесота прежде чем удалось принять закон о защите женщин от насилия в семье, потребовалось более семи лет пропагандистских усилий. Видимо, и нам придется набраться терпения в процессе подготовки будущего законопроекта и в формировании общественного мнения в его поддержку. Я не оговорилась: нужно терпение в работе над будущим законопроектом. Я убеждена, что России необходим закон о защите семьи от угрозы насилия. Думаю, и местные органы власти могли бы проявить законодательную инициативу и принять соответствующие решения на уровне субъектов Федерации по принципу: "На центр надейся, да сам не плошай!" Возможно, новая Государственная Дума примет соответствующий закон в начале третьего тысячелетия.

А пока признаем, что прогрессивная российская общественность не смогла осуществить защиту безопасности семьи от насилия в уходящем тысячелетии. Похороны законопроекта состоялись на парламентских слушаниях. Но перефразировав старое французское выражение, скажем: Закон похоронен. Да здравствует закон!". Уверена, что семья будет защищена законодательными мерами от насилия.

Закончу свои размышления словами великого норвежца Нансена: "ТРУДНО - ЭТО ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ НЕМЕДЛЕННО, НЕВОЗМОЖНОЕ ТРЕБУЕТ НЕСКОЛЬКО БОЛЬШЕГО ВРЕМЕНИ".