N4-5
1999 г.
Архив журналов | Содержание _

ВОПРОСЫ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН И ДОСТИЖЕНИЯ ПАРТНЕРСТВА МЕЖДУ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ В РАБОТЕ 100-й МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
( Москва, 6-12 сентября 1998 г.)

Информационные материалы:
О встрече женщин-парламентариев
Человеческие права женщин: международно-правовая структура
Резолюция 100-й Межпарламентской конференции по пункту 4 повестки дня

6-12 сентября 1998г. в Кремле проходили заседания юбилейной 100-й Межпарламентской конференции. За все время членства России в Межпарламентском союзе такая конференция впервые проводилась в России. Членство это, если не считать кратковременного пребывания России в МПС в первом десятилетии ХХ века, принято вести с 1955 г., когда была создана Парламентская группа СССР и Верховный Совет СССР принял решение о вступлении в МПС. Председателем 100-й Межпарламентской конференции был избран Председатель Государственной думы Федерального собрания РФ Г.Н. Селезнев. Делегация Межпарламентской группы Российской Федерации возглавлялась председателем Совета Федерации Е.С. Строевым и была представлена пятью членами Совета Федерации и десятью депутатами Государственной думы. Предметом рассмотрения на 100-й Межпарламентской конференции стали следующие вопросы:

- общие дебаты по политической, экономической и социальной ситуации в мире ( пункт 3 повестки дня);

- активные действия национальных парламентов в год 50-летия Всеобщей декларации прав человека с целью обеспечения продвижения и защиты всех прав человека в ХХI веке ( пункт 4 повестки дня);

- вода: средства, необходимые для сохранения, управления и наилучшего использования этого ресурса, существенного для обеспечения устойчивого развития (пункт 5 повестки дня);

- действия по борьбе против потребления и незаконного оборота наркотиков и борьба с организованной преступностью (пункт 2 повестки дня).

В рамках 100-й Межпарламентской конференции проходила очередная Встреча женщин-парламентариев, это особый институт в рамках МПС, занимающийся проблемами женщин в современном обществе и путями достижения равенства и партнерства мужчин и женщин в политике. Встреча была активной как никогда: в ее работе участвовали 142 представительницы 94 парламентов-членов Союза и трех ассоциативных членов МПС. Благодаря активному участию женщинпарламентариев 100-я Межпарламентская конференция оказалась рекордной: доля женщин, принявших в ней участие, превысила 20 %. Это стало наглядным проявлением усиливающегося продвижения МПС по пути демократии, основанной на гендерном равенстве и партнерстве. На Встрече председательствовала Т.В. Ярыгина, заместитель председателя Межпарламентской группы Российской Федерации, член Исполнительного комитета МПС. С приветствием от Федерального собрания Российской Федерации выступила заместитель председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации С.П. Горячева, которая отметила важный вклад российских женщин в развитие демократических процессов и рассказала о законодательной работе парламента Российской Федерации по обеспечению равноправного участия женщин в политической, экономической и социальной жизни общества. В прениях участвовала от российской делегации председатель Комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи А.В. Апарина.

С приветственным словом к участницам Встречи обратился председатель Межпарламентского союза М. А. Мартинес. Он подчеркнул, что одним из наиболее важных направлений работы Межпарламентского союза стало содействие все более широкому и равноправному участию женщин в политической жизни современного общества, и что это находит свое отражение в соответствующих изменениях уставных документов МПС. В этом смысле председатель совета одобрил инициативы координационного комитета Встречи женщин-парламентариев, предложившего внести две поправки в устав. Первая поправка связана с закреплением официального статуса Встречи женщин-парламентариев, вторая - с введением председателя координационного комитета в состав Исполнительного комитета МПС. М.А. Мартинес сообщил о принятом исполкомом решении соблюдать паритет мужчин и женщин во всех комитетах МПС по подготовке проектов резолюций. Делегациями Германии, Намибии и Канады было предложено расширить численность представителей от каждой национальной группы в Межпарламентском совете до трех человек (вместо нынешних двух) таким образом, чтобы только два из них могли быть одного пола. Председатель Межпарламентского совета отметил свою готовность добиваться принятия предложенных поправок к уставу.

Председатель Межпарламентского совета высказался в поддержку кандидатуры премьер-министра Республики Бангладеш г-жи Хосина, выдвинутой на соискание Нобелевской премии мира за 1998 год за выдающиеся достижения в деле мирного урегулирования конфликтных ситуаций как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере. Повестка дня Встречи женщин-парламентариев включала следующие вопросы:

Пункт 1. Принятие повестки дня.

Пункт 2. Вопросы, связанные с работой координационного комитета женщин-парламентариев и регламентными нормами, определяющими эту работу.

Пункт 3. Человеческие права женщин.

Пункт 4. О ходе проведения всемирного исследования по теме "Опыт политической деятельности женщин и их вклад в демократический процесс" и о состоянии подготовки к совместной ЮНЕСКО - МПС встрече по теме "Перспективы демократии: привносит ли что-то новое участие женщин?"

Пункт 5. Вопросы, связанные с предложениями по внесению поправок в устав Межпарламентского союза.

Пункт 6. Национальные усилия по реализации определенных рекомендаций, сделанных Межпарламентским советом на его сессии в Виндхуке относительно предложения женщин-парламентариев, касающегося сотрудничества с ООН.

Пункт 7. Оценка национальных мер по реализации плана действий по коррекции имеющихся дисбалансов в участии мужчин и женщин в политической жизни.

Пункт 8. О выработке ориентиров для парламентов по вопросам национальной политики и законодательства, вытекающим из дебатов в Виндхуке по теме "Женщины в неформальном экономическом секторе и их доступ к микрокредитам".

Пункт 9. Стратегии, направленные на обеспечение избрания женщин на посты, подлежащие заполнению по случаю 100-й конференции.

Пункт 10. Место, дата и повестка дня следующей Встречи женщин-парламентариев.

На заседании координационного комитета Встречи женщин-парламентариев была определена главная тема Встречи, предстоящей в период проведения 101-й Межпарламентской конференции в Брюсселе: проблемы, стоящие перед женщинами в крупных городах. В ходе Встречи женщин-парламентариев председатель ее координационного комитета Ф. Кэфи (Тунис) остановилась на характеристике основных вопросов повестки дня и планов действий женщин-парламентариев.

При обсуждении пункта 2 повестки дня Встречи было решено продолжить работу по формированию в каждом национальном парламенте института координаторов в лице женщины-парламентария, которая служила бы в качестве посредника, распространяющего среди всех членов парламента, независимо от их принадлежности к той или иной фракции или даже палате парламента, информацию о деятельности Межпарламентского союза, направленную на установление партнерских отношений между мужчинами и женщинами в политике. Цель этой меры - способствовать лучшему пониманию в каждом национальном парламенте особенностей и характера деятельности МПС в этой области, а также обогащению содержания этой деятельности через учет национального опыта и предложений парламентов-членов Союза. Ключевым моментом московской Встречи женщин-парламентариев стало обсуждение тематики 4-го пункта повестки дня конференции: проблемы прав женщин в контексте обеспечения всех человеческих прав. В ходе дебатов выступили около 30 участниц. Ими были подняты следующие проблемы:

∙ насилие над женщинами и девушками в ходе вооруженных конфликтов, невозможность для них защитить свои человеческие права, бесправное положение женщин и детей, оказывающихся в этой ситуации беженцами;

∙ сравнительно большая подверженность женщин воздействию негативных последствий глобализации экономики, ограничение экономических прав женщин, наблюдающееся в ряде стран: так, в Кении, Танзании и других странах женщины не имеют права наследовать землю, не соблюдается принцип равного доступа к чистой питьевой воде, хотя проблема использования водных ресурсов является весьма острой для многих стран;

∙ ущемление трудовых прав женщин, которых в периоды экономических кризисов первыми увольняют с предприятий, которых постоянно дискриминируют в оплате труда по сравнению с мужчинами; с учетом того, что на женщину ложится основное бремя забот о семье, высказывались предложения о законодательном закреплении за женщинами права на сокращенный рабочий день, а также о необходимости участия мужчин наравне с женщинами в воспитании детей;

∙ продолжающееся отсутствие во многих национальных законодательствах положений, предусматриваемых уже ратифицированными в соответствующих странах международными конвенциями, и, более того, зачастую встречающееся несоответствие фактического положения дел формально закрепленному в законодательстве;

∙ права женщин-парламентариев, касающиеся расширения возможностей их участия в принятии решений на государственном уровне, причем наблюдается такая тенденция, что нередко развивающиеся страны превосходят развитые государства в области продвижения женщин во власть (так, в Мозамбике женщины составляют 28% общего числа парламентариев, а среди 38 членов правительства 15 женщин);

∙ предложение итальянской делегации сделать день 8 марта 2000 года днем нового подхода к гендерному партнерству.

Специальная редакционная комиссия, созданная на Встрече, обобщила внесенные предложения и подготовила перечень пунктов для включения в общий проект резолюции конференции по пункту 4 повестки дня.

Пункт 6 повестки дня Встречи был связан с обсуждением возможностей расширения сотрудничества между МПС и ООН по вопросам реализации на национальных уровнях Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации против женщин, Пекинской платформы действий, принятой в сентябре 1995 года IV Всемирной конференцией женщин, и плана действий по коррекции имеющихся дисбалансов в участии мужчин и женщин в политической жизни, принятого МПС в марте 1994 года.

В соответствии с положениями этого плана, принятого к качестве вклада МПС в подготовку Пекинской конференции, Межпарламентскому совету весной 2000 года будет представлен доклад о мерах, предпринятых в различных странах, являющихся членами МПС, по реализации плана. Подготовительная работа к составлению доклада будет включать рассылку в 1999 году специальной анкеты в парламенты-члены Союза и работу паритетной рабочей группы, предусмотренной планом, по анализу ответов на анкету в 1999 году или, самое позднее - в первые недели 2000 года. Имея в виду эту цель, секретариат МПС в настоящее время разрабатывает проект анкеты, который будет представлен на обсуждение Встречи женщин-парламентариев. Согласно решениям Межпарламентского совета, принятым в Виндхуке, эта анкета должна соответствовать тому, что разработано ООН для изучения процесса реализации Пекинской платформы действий, и по этому вопросу были проведены соответствующие консультации между секретариатами МПС и ООН. В ходе подготовки итоговой резолюции конференции по пункту 4 эти предложения были учтены и стали ее важным разделом. В целом резолюция отразила мнения парламентариев различных стран относительно того, что немного достигнуто со времени принятия Всеобщей декларации прав человека, и необходимо проводить активные действия в национальных парламентах по наращиванию усилий, связанных с обеспечением реального продвижения в деле защиты прав человека, по отходу от сложившейся ранее практики использования двойных стандартов в оценке многочисленных нарушений прав человека в различных странах мира, использования вопроса о правах человека в качестве инструмента внешней политики.

Информационный документ, представленный Департаментом ООН по улучшению положения женщин
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРАВА ЖЕНЩИН - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА
1. ВВЕДЕНИЕ

.

Одной из характерных черт политики последних лет нынешнего тысячелетия является признание и уважение прав человека, описанное одним из комментаторов как "один из немногих нравственных подходов, которому следуют во многих странах мира"1. Уважение прав человека - одна из целей международного сообщества, оно является признанной ценностью для большинства национальных правительств и представляет собою основание Организации Объединенных Наций. Мерилом важности прав человека в современной культурной и политической жизни является число международных межправительственных и неправительственных организаций, цели которых включают достижение такого мирового порядка и такого положения индивида, которые основывались бы на правах человека.

Всеобщность является ключевым моментом видения мира, основанного на правах человека, и всеобщность предполагает, что права человека доступны и могут быть реализованы и мужчинами, и женщинами на основе равенства. В течение нынешнего десятилетия были предприняты значительные усилия по осуществлению обещанных женщинам человеческих прав. Эти усилия привели к весьма примечательным достижениям:

В июне 1993 г. Всемирная конференция ООН по правам человека существенно расширила круг вопросов, составляющих повестку дня международных дискуссий по правам человека, посредством включения в нее нарушений гендерного характера, описанных в Венской Декларации к Платформе действий - заключительном документе конференции, который определяет конкретные нарушения гендерного характера и призывает к интеграции вопроса о правах женщин во все направления и формы деятельности ООН:

В декабре 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации насилия против женщин, которая охарактеризовала основанное на гендерном факторе насилие против женщин как вопрос прав человека и как форму дискриминации против женщин;

В 1993 г. Совет Безопасности ООН создал Международный трибунал по военным преступлениям в целях наказания военных преступлений, совершенных на территории бывшей Югославии. Юрисдикция этого трибунала, а позднее и аналогичного трибунала, созданного для Руанды, включала, в частности, преступления, связанные с изнасилованием и насилием сексуального характера, и определила систематическое изнасилование в определенных обстоятельствах как преступление против человечества;

В марте 1994 г. Комиссия ООН по правам человека согласилась учредить свой первый гендерно-специфичный механизм по правам человека в лице Специального докладчика по вопросам насилия против женщин, его причин и следствий. Мандат Специального докладчика был возобновлен в 1997 г. на следующие три года;

Сноска:
1 Bunch Ch. Women's Rights as Human Rights: Towards a Revision of Human Rights//Human Rights Quarterly. 12 (1990). P. 486-498, at р.48б.

В 1995 г. Пекинская Декларация и Платформа действий подтвердила, что права женщин являются человеческими правами и что человеческие права женщин и девочек являются неотчуждаемой, интегральной и неделимой частью всех прав человека и фундаментальных свобод. Платформа вновь акцентировала внимание на тех последствиях насилия против женщин, которые связаны с проблемой прав человека, особенно в ситуациях вооруженных конфликтов и перемещения людей, и подчеркнула факт уязвимости определенных групп женщин к нарушениям их человеческих прав.

Эти сдвиги явились весьма примечательными вехами, но человеческие права женщин всегда находились в русле работы ООН. На последующих страницах будут рассмотрены усилия ООН в этой области и будет дано описание международной структуры, нацеленной на защиту человеческих прав женщин. Будет дана также характеристика новых частей этой структуры и самых последних достижений в этом отношении.

2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Исторически международное право занималось вопросами взаимоотношений между государствами и, за весьма немногими исключениями, не занималось вопросами обращения с индивидами. Создав несколько международных договоров, заключенных в начале двадцатого века, общество пыталось создать противодействие обороту женщин и нацеливалось на урегулирование конфликтов национальных законодательств по вопросам брака, а в пакте Лиги Наций говорилось о создании гуманных условий труда для всех, независимо от пола, и об ограничении оборота женщин. Договоры, заключавшиеся под эгидой Лиги Наций, включали положения о защите индивидов, а в договорах об условиях труда Международной организации труда шла речь о создании справедливых и гуманных условий труда для мужчин и женщин как индивидов. Возникновение ООН обусловило появление контекста для разработки структуры стандартов и учреждений для обеспечения полной защиты и продвижения прав человека. Устав ООН в своей преамбуле подтверждает "веру в фундаментальные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равные права мужчин и женщин" и в статье 1 (3) констатирует, что одной из целей ООН является достижение международного сотрудничества в "продвижении и поощрении уважения к правам человека и фундаментальным свободам для всех без какого-либо различия в отношении расы, пола, языка и религии". Со времени принятия устава усилия по кодификации и осуществлению международного права в области прав человека были в числе самых главных задач ООН.

Всеобщая Декларация прав человека, 50-летнюю годовщину которой мы отмечаем в этом году, устанавливает, хотя и не в обязывающей в правовом отношении форме, "общий стандарт достижения равных прав для всех народов и всех наций". Декларация провозглашает большой набор различных прав - гражданских, политических, социальных, экономических и культурных, позволяющих каждому притязать на социальный и экономический строй, в котором предусматриваемые права и свободы могут быть полностью реализованы. Подобно Уставу ООН, который призывает к уважению прав человека для всех без каких-либо различий по нескольким основаниям, включая пол, Всеобщая Декларация предоставляет всем право рассчитывать на права и свободы без дискриминации какого-либо рода, включая и основанную на признаке пола. Декларация гарантирует также право на равенство перед законом, равные избирательные права и равную защиту права и право на равную заработную плату за равный труд. Гарантированы также равные права в отношении вступления в брак, нахождения в браке и расторжения брака, равно как и право выходить замуж с добровольного и полного согласия, при том, что материнству обещаны особая забота и помощь.

3. КОМИССИЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИН

Устав ООН предусмотрел, чтобы Экономический и Социальный Совет нес ответственность за содействие продвижению прав человека, включая права женщин. В начале 1946 г. Совет создал Комиссию по правам человека и создал также подкомиссию по положению женщин, отдельный, но вспомогательный орган, которому был предоставлен мандат на разработку предложений, рекомендаций и отчетов, касающихся положения женщин, для Комиссии по правам человека. После четырех месяцев работы подкомиссия была ликвидирована и заменена полновесной Комиссией по положению женщин, которой было вменено в обязанность докладывать непосредственно Экономическому и Социальному Совету, а через него и Генеральной Ассамблее о состоянии дел. Комиссии был выдан мандат на подготовку рекомендаций и докладов Экономическому Совету по содействию в продвижении прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной и образовательной областях и на выработку рекомендаций по решению неотложных проблем, требующих незамедлительного внимания в сфере прав женщин. Хотя с тех пор Комиссия выросла из органа, насчитывающего 15 членов, в орган, включающий ныне 45 членов, его полномочия остались в сущности прежними, хотя они и были расширены в 1987 г., чтобы охватить также вопросы пропаганды равенства полов, развития и мира, а также проведения мониторинга по осуществлению международных соглашений по продвижению женщин.

4. ДОГОВОРЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРАВ ЖЕНЩИН

Значительная доля первоначальной работы Комиссии по положению женщин была направлена на обеспечение правовых оснований равенства между мужчинами и женщинами через ликвидацию неравенств в национальных правовых системах и через введение недискриминационных правовых норм. В 1949 г. она начала работу над тем, что впоследствии стало Конвенцией о политических правах женщин 1952 г., которая предоставляет женщинам те же права, что и мужчинам, в голосовании и занятии государственных должностей. К 1955 г. комиссия завершила работу над проектом договора о правах гражданства для замужних женщин, который был принят Генеральной Ассамблеей в 1957 г. и получил название "Конвенция о гражданстве замужних женщин". Эта Конвенция установила право женщины сохранять свое гражданство, даже если оно отличалось от гражданства мужа.

Комиссия, помимо разработки договоров, касающихся конкретных областей, в которых женщины подвергаются дискриминации, играла активную роль в формулировании договоров, имеющих специальную значимость для женщин. Например, Комиссия внесла вклад в разработку основ Конвенции МОТ 1951 г. о равном вознаграждении, в которой были реализованы принцип и практика равной оплаты за труд равной ценности, Конвенции ЮНЕСКО 1961 г. о не-дискриминации в сфере образования. Комиссия трудилась также над Конвенцией 1949 г. об ограничении оборота лиц и эксплуатации проституции, других Конвенциях и Рекомендациях 1962 г. по вопросам согласия на брак, минимального возраста для вступления в брак и регистрации браков.

5. НЕ-ДИСКРИМИНАЦИЯ

В последующем конкретные договоры, затрагивающие сферы особого интереса для женщин, перестали быть обычным явлением, поскольку получило хождение воззрение, согласно которому защита "всеобщих" человеческих прав наилучшим образом обеспечивается с помощью широкого подхода, основанного на недискриминации и выраженного в Уставе ООН и Всеобщей Декларации прав человека.

Два пакта 1966 г. - Международный пакт по экономическим и социальным правам и Международный пакт по гражданским и политическим правам, которые вместе со Всеобщей Декларацией образуют Международный билль о правах, воплощают в себе норму недискриминации. Каждый из этих пактов содержит в статье 3 в почти одинаковых терминах положение, обязывающее государства, являющиеся его сторонами, обеспечить равные права мужчин и женщин в пользовании правами, содержащимися в соответствующем договоре, и оба пакта содержат общую статью о недискриминации. Кроме того, Международный пакт по гражданским и политическим правам содержит в статье 26 положение, гарантирующее равенство перед законом и равную защиту со стороны закона. Кроме того, он также предусматривает, запрещение дискриминации законом и гарантирует всем людям равную и эффективную защиту от дискриминации на любом основании, включая пол.

Не-дискриминация была тем принципом, на котором основывалась Генеральная Ассамблея в декабре 1963 г., когда она отметила, что хотя наблюдался определенный прогресс в достижении равных прав "в различных областях, все еще сохраняется фактически, если и не по закону, значительная дискриминация против женщин", и предложила Комиссии по положению женщин начать работу над проектом Декларации о ликвидации дискриминации против женщин. Принятая в 1967 г. Декларация, хотя и не является обязывающим в правовом отношении документом, провозгласила, что дискриминация против женщин является несправедливой и представляет собой преступление перед человеческим достоинством, и в ней были перечислены в рамках единого документа все те области, где равенство женщин и мужчин все еще нуждается в защите.

6. КОНВЕНЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ ПРОТИВ ЖЕНЩИН

Стандарты, установленные в договорах, относящихся конкретно к положению женщин, и имеющие особое значение для женщин, и международная правовая норма против дискриминации, основанной на поле, были сведены вместе в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации против женщин, разработанной Комиссией по положению женщин в период между 1972 и 1976 годами и принятой Генеральной Ассамблеей 18 декабря 1979 г.

В ее преамбуле говорится о том, что, несмотря на многообразные усилия ООН, экстенсивная дискриминация против женщин продолжает существовать. Конвенция сводит вместе во всеобъемлющей и в правовом отношении обязывающей форме общепринятые положения, касающиеся прав женщин, применимые в разных странах. В Конвенции идет речь не только о гарантиях равенства перед законом и равной защиты перед законом, содержащихся в существующих правовых инструментах, но и о мерах по достижению равенства между мужчинами и женщинами независимо от их брачного статуса, во всех областях политической, экономической, социальной и культурной жизни. В отличие от предшествующих правовых инструментов, Конвенция допускает возможность временных специальных мер позитивного характера, обязывает государства, являющиеся ее сторонами (а их в настоящее время 161), стремиться к модификации культурных структур поведения и установок, касающихся полов, и пытается привить стандарты равенства и недискриминации как в частной, так и в общественной жизни. Государства, являющиеся сторонами Конвенции, взяли на себя обязательство принять все необходимые меры, включая законодательство, с целью обеспечения полного развития и продвижения женщин и создания для них гарантий пользования человеческими правами и фундаментальными свободами на основе равенства с мужчинами. Однако принятие соответствующих законов является недостаточным, поскольку государства, являющиеся сторонами Конвенции, должны обеспечить положение, при котором бы женщины де-факто пользовались теми правами, которые эти законы предназначены защищать. Правовая структура, созданная Конвенцией, была укреплена с помощью Декларации о ликвидации насилия против женщин, которая, как было отмечено выше, хотя и не является в правовом отношении обязывающей, налагает моральные обязательства на правительства различных стран предпринять целый ряд неотложных и прогрессивных мер по устранению насилия против женщин, основанного на гендерном факторе.

7. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ ЖЕНЩИН

В дополнение к институциям и процедурам, которые были выработаны ООН с целью поощрить осуществление прав человека вообще, существует целый ряд специфических процедур для наблюдения за осуществлением человеческих прав женщин.

Для проведения этих процедур существует Комитет по вопросам ликвидации дискриминации против женщин - экспертный орган, состоящий из 23 членов, который был создан в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации против женщин. В соответствии со статьей 18 Конвенции государства, которые являются ее сторонами, несут обязательство отчитываться в пределах одного года со дня ратификации, а в последующем каждые четыре года или по требованию Комитета о предпринятых в этом направлении шагах и о препятствиях, встреченных на пути реализации этой Конвенции. Отчеты рассматриваются Комитетом в ходе проходящих дважды в год публичных заседаний, во время которых представители соответствующих государств-сторон отвечают на вопросы, задаваемые Комитетом. На основе этого рассмотрения Комитет составляет заключительные комментарии, нацеленные на то, чтобы ориентировать государство, являющееся стороной Конвенции, в отношении дальнейших шагов, необходимых для осуществления Конвенции.

Комитету Конвенцией предоставлены также полномочия выносить предложения и общие рекомендации, основанные на его рассмотрении отчета и информации, полученной от государств-сторон. Предложения обычно направляются в систему ООН. Общие рекомендации обычно содержат детальные ориентиры для государств-сторон Конвенции в отношении смысла положений Конвенции и шагов, необходимых для выполнения взятых ими на себя обязательств.

8. ГРАНИЦЫ СТРУКТУРЫ

Конвенция, общие рекомендации и заключительные комментарии Комитета доказали свою значимость в качестве важных инструментов для тех, кто стремится к созданию эффективной правовой структуры для защиты человеческих прав женщин и стали мощными факторами, способствующими модификации и отмене дискриминационной практики и законов. Вместе с тем Конвенция и Комитет оказываются перед лицом нескольких вызовов. Конвенция, сторонами которой является 161 государство, второй по масштабам участия договор по правам человека, но вместе с тем она договор, по отношению к которому государства-стороны высказали наибольшее количество весьма существенных оговорок. Целый ряд этих оговорок лишает женщин не только гарантий Конвенции, но и гарантий равенства и недискриминации по другим международным инструментам. Другие оговорки, хотя они и сохраняют общую направленность обязательств по договору, имеют целью позволить государствам сохранять дискриминационную практику и законодательство в определенных областях. Чаще всего это касается семейного права. Недостатком Конвенции в сравнении с другими основными договорами по правам человека является отсутствие в ее рамках процедуры представления индивидуальных жалоб, какие предусмотрены, например, Первым выборочным Протоколом к Международному пакту по гражданским и политическим правам или Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцией против пыток. Конвенция не имеет мандата подвергать санкциям государства, которые нарушают ее положения, и не содержит в себе процедуры для разрешения межгосударственных жалоб.

9. БУДУЩЕЕ

По мере того как мы приближаемся к концу ХХ века и началу нового тысячелетия, в центре внимания оказывается целый ряд проблем, подобных вышеупомянутым. При всем этом есть надежда, что в XXI веке будет возможность сформировать прочную структуру под эгидой ООН, которая могла бы обеспечить содействие в защите человеческих прав женщин. Всемирная конференция по правам человека в Вене ( 1993 г.) ознаменовалась признанием того, что всеобщность человеческих прав означает их равенство для женщин и мужчин. Конференция сделала многое, чтобы изменить отношение к нарушениям человеческих прав женщин. Шаги, предпринятые на этой конференции, были в последующем поддержаны и развиты IV Всемирной конференцией по положению женщин в Пекине. Важность правовой базы и институциональной структуры, созданной в рамках ООН, теперь является общепризнанной. И благодаря им все другие органы, связанные с защитой прав человека в рамках системы ООН, могут принимать во внимание все аспекты, касающиеся человеческих прав женщин.

Комиссия по положению женщин продолжает осуществлять мониторинг за осуществлением Пекинской Платформы действий, включая ее разделы по человеческим правам женщин. На своей 42й сессии в марте 1998 г. Комиссия приняла согласованные выводы по этому разделу Платформы, касающиеся мер, которые надлежит предпринять правительствам, неправительственным организациям, работодателям, профсоюзам, частному сектору, гражданскому обществу, чтобы в рамках системы ООН добиться осуществления целей Платформы в этой области2. Вопрос о человеческих правах женщин будет вновь рассматриваться в рамках предстоящего пятилетнего обзора того, как выполняется Пекинская Платформа действий, на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 5-9 июня 2000 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Сейчас существует реальная возможность того, что новое тысячелетие начнется с принятия Генеральной Ассамблеей выборочного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации против женщин, который позволит женщинам, уже безуспешно испробовавшим все имеющиеся местные средства, обращаться с петициями непосредственно в Комитет в тех случаях, когда государством были нарушены права, установленные в Конвенции. И Всемирная конференция по правам человека, и IV Всемирная конференция по положению женщин призывали к скорейшему принятию протокола о порядке подачи жалоб на нарушения прав. И проект этого протокола был принят во втором чтении на 42-й сессии Комиссии по положению женщин в марте 1998 г. Обсуждающийся проект, который будет вновь рассматриваться на 43-й сессии Комиссии в 1999 г., позволил бы также Комитету заниматься по собственному почину серьезными и систематическими нарушениями Конвенции теми государствами-сторонами, которые согласились бы с этой процедурой.

Сноска
2См.: Комиссия по положению женщин: Отчет о 42-й сессии. 2-13 марта 1998 г.. Экономический и Социальный Совет: Официальные протоколы. 1998 г., Дополнение N 7. Е. 1998.27. часть Б, IV, III.

Принятие выборочного протокола стало бы одним из самых заметных и конкретных результатов IV Всемирной конференции по положению женщин, на которой участвовавшие в ней правительства обязались поддерживать Конвенцию, деятельность Комитета и укреплять все процедуры, направленные на осуществление человеческих прав женщин. Принятие выборочного протокола стало бы логическим продолжением работы ООН по установлению для женщин режима человеческих прав и имело бы решающее значение для превращения Конвенции в главный инструмент достижения гендерного равенства.

Приложение

Комитет по вопросам ликвидации дискриминации против женщин

19-я сессия

22 июня-10 июля 1998 г.

Осуществление статьи 21 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации против женщин

Доклад рабочей группы II

Оговорки к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации против женщин

Введение

1. Комитет по вопросам ликвидации дискриминации против женщин намерен отметить 50-ю годовщину Всеобщей Декларации прав человека и пятилетие обзора Венской Декларации и Программы действий заявлением, касающимся отрицательного воздействия, которое оказывают оговорки к Конвенции на достижение женщинами полного и содержательного равенства с мужчинами. Комитет имеет ясное представление об этом воздействии оговорок, которое основано на анализе отчетов государств, являющихся сторонами Конвенции. Он отмечает также растущую озабоченность, выражаемую органами других договоров по правам человека, Комиссией по международному праву, некоторыми государствами-членами, Всемирной конференцией по правам человека и IV Всемирной конференцией по положению женщин, представителями научной общественности и неправительственных организаций относительно многочисленности и характера оговорок к договорам по правам человека, в особенности к данной Конвенции.

Предыстория вопроса

2. Комитет в целом ряде случаев выражал свою точку зрения и озабоченность в отношении многочисленности и характера оговорок к Конвенции3. Он отмечал также, что некоторые государства, являющиеся сторонами Конвенции и высказывающие оговорки относительно Конвенции, не вносят оговорок относительно аналогичных положений других договоров по правам человека. Целый ряд государств высказывают оговорки по отдельным статьям на том основании, что их национальные законы, традиции, религия или культура не совпадают с принципами Конвенции, и пытаются на этом основании оправдать свои оговорки. Некоторые государства высказывают оговорки по статье 2, хотя их конституции и национальное законодательство запрещают дискриминацию. Поэтому возникает определенный конфликт между положениями конституции того или иного государства и его оговорками по Конвенции.

Сноска
3См.: Общие рекомендации 4,20 и 21

Некоторые оговорки формулируются настолько широко, что их влияние не может быть ограничено лишь конкретными оговорками по Конвенции.

3. Некоторые государства-стороны Конвенции сопроводили ратификацию или присоединение к Конвенции Декларациями, пытающимися интерпретировать ее содержание. Хотя не всегда можно с легкостью установить различие между декларацией и оговоркой, любое заявление, вне зависимости от его титула и названия, которое пытается модифицировать правовой эффект Конвенции в отношении того или иного государства-стороны Конвенции, будет рассматриваться Комитетом как оговорка4. Комитет отметил в этом отношении, что целый ряд государств-сторон Конвенции выступил с общими Декларациями, которые фактически представляют собой оговорки общего характера.

Оговорки по Конвенции

4. По состоянию на 1 июля 1998 г. Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации против женщин ратифицировало 161 государство-сторона. 54 государства высказали оговорки по одной или более статьям Конвенции, включая допустимые оговорки к статье 29 (1) и (2). 5. Статьи 2 и 16 рассматриваются Комитетом в качестве ключевых положений Конвенции. И хотя некоторые государства отозвали свои оговорки по этим статьям, Комитет выражает свою особую озабоченность многочисленностью и характером оговорок, внесенных по этим статьям.

Недопустимые оговорки

6. Статья 28 (2) Конвенции принимает принцип недопустимости, содержащийся в Венской Конвенции по договорному праву. Она констатирует, что не допускаются оговорки, несовместимые с предметом и целями настоящей Конвенции.

7. Хотя Конвенцией не запрещается внесение оговорок, те из них, которые направлены против основных принципов Конвенции, противоречат положениям Конвенции и общим нормам международного права. Как таковые они могут быть оспорены другими государствами-сторонами Конвенции.

8. Государства-стороны осуждают дискриминацию против женщин во всех ее формах, выражают согласие преследовать всеми подходящими средствами и без промедления политику ликвидации дискриминации против женщин и в этих целях намерены:

(а) воплотить принцип равенства мужчин и женщин в своих национальных конституциях или другом надлежащем законодательстве, если они еще не включены в них, и обеспечить посредством законодательства или других надлежащих мер практическую реализацию этого принципа;

(б) принять надлежащие законодательные и другие меры, включая санкции там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию против женщин;

(в) установить правовую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить через компетентные национальные трибуналы и другие государственные учреждения эффективную защиту против любого акта дискриминации;

(г) воздержаться от участия в любом акте и практике дискриминации против женщин и обеспечить положение, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с этим обязательством;

(д) предпринять все надлежащие меры с целью ликвидации дискриминации против женщин каким-либо лицом, организацией или предприятием;

Сноска
4См.: Статья 2(1)г, Венская Конвенция о договорном праве, 1969 г.

(е) предпринять все надлежащие меры, включая законодательство, с целью модификации или отмены существующих законов, норм, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию против женщин;

(ж) аннулировать все национальные положения об уголовных наказаниях, которые представляют собой дискриминацию против женщин.

9. Оговорки оказывают воздействие на эффективность Конвенции, целью которой является положить конец дискриминации против женщин и достичь для них равенства де-юре и де-факто. Оговорки создают Комитету препятствия в оценке прогресса в осуществлении Конвенции государствами-сторонами, ограничивают ее мандат и потенциально воздействуют на весь режим прав человека. Некоторые государства озабочены воображаемым конфликтом между статьей 2 и законами исламского шариата. В других случаях некоторыми государствами были выражены оговорки, которые, не являясь конкретными, достаточно широки, чтобы охватывать статью 2. Эти оговорки создают серьезную проблему для осуществления Конвенции и для способности Комитета проводить мониторинг за соблюдением Конвенции. Некоторые государства высказали оговорки по статье 2 с целью защиты права на наследование трона и - главным образом - других традиционных титулов. Это также является дискриминационным по отношению к женщинам. 10. В общей рекомендации 20 Комитет, среди прочего, попытался разрешить проблему недопустимых оговорок. И в июне 1993 г. Венская Декларация и Программа действий призвала государства рассмотреть возможность ограничения масштаба всякого рода оговорок, которые высказывают по международным инструментам по правам человека, как можно точнее и уже, добиваться того, чтобы ни одна их них не была несовместимой с предметом и целями соответствующего договора, и регулярно обращаться к повторному рассмотрению своих оговорок в целях отказа от них. Несмотря на все эти рекомендации, к настоящему времени очень немногие оговорки по статье 2 были модифицированы или отменены каким-либо государством-стороной Конвенции.

Статья 16

11. Комитет ранее анализировал статью 16 в своей общей рекомендации 21. В ходе анализа факторов, затрудняющих соблюдение статьи 16, он отметил, что: "Оговорки "Комитет отметил с тревогой наличие большого числа государств-сторон Конвенции, которые высказали оговорки по всей или по части статьи 16, особенно когда одновременно были высказаны и оговорки по статье 2 с утверждением о том, что их соблюдение могло бы привести к конфликту с традиционными представлениями о семье, основанными, среди прочего, на культурных или религиозных убеждениях, на экономическом или политическом статусе той или иной страны. Многие из этих стран придерживаются патриархальной веры в структуру семьи, которая ставит отца, мужа или сына в привилегированное положение. В одних странах, где фундаменталистские или иные экстремистские воззрения или экономические трудности поощряют возврат к старым ценностям и традициям, место женщин в семье претерпело существенное ухудшение. В других странах, где было признано, что экономический прогресс и общее благополучие общества зависят от равноправного участия всего взрослого населения, вне зависимости от пола, подобного рода табу и реакционным или экстремистским идеям оказывалось регулярное противодействие. В соответствии со статьями 2, 3 и в особенности 24 Комитет требует, чтобы все государства, являющиеся сторонами Конвенции, стремились продвинуться к той стадии, когда благодаря их решительному противодействию представлениям о неравенстве женщин в семье все страны откажутся от своих оговорок, в особенности к статьям 9,15 и 16 Конвенции. Государства-стороны Конвенции должны решительно противодействовать любым идеям о неравенстве мужчин и женщин, которые утвердились с помощью законов частного права или обычного права, и двигаться в направлении той стадии, когда оговорки, особенно по статье 16, будут отменены5.

12. Комитет вновь подчеркивает значение этих рекомендаций и призывает государства-стороны Конвенции обратить внимание на них, принять и осуществлять их.

Воздействие оговорок

13. Оговорки к какому-либо договору по правам человека ограничивают применение международнопризнанных норм по правам человека на национальном уровне. Они также ясно демонстрируют степень приверженности государства, высказывающего оговорку, полному соблюдению конкретного договора. 14. Когда к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации против женщин делаются оговорки, может иметь место двойное воздействие. С помощью внесения оговорки то или иное государство указывает на свое нежелание соблюдать принятые нормы по правам человека. Оно также создает положение, при котором неравенство женщин с мужчинами на национальном уровне укрепляется. Обещание, данное своим женщинам, когда государство ратифицировало Конвенцию, тем самым не выполняется. Это не только оказывает негативное влияние на способность женщин пользоваться своими правами, но и гарантирует также, что они останутся в униженном по сравнению с мужчинами состоянии и будут иметь ограниченный доступ к полному набору гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, которыми пользуются мужчины. Последствия всего этого являются для женщин значимыми. Они должны конкурировать с мужчинами на неравных основаниях за такие фундаментальные права, как равенство дохода, доступ к образованию, жилье и здравоохранение, равенство прав и обязанностей в семье. Оговорки по статьям 2 и 16 увековечивают миф о неполноценности женщин и усиливают состояние неравенства в жизни миллионов женщин во всем мире. Женщин продолжают рассматривать и в общественной, и в частной жизни как нижестоящих в сравнении с мужчинами. 15. Комитет придерживается того мнения, что статья 2 является центральной с точки зрения предмета и целей Конвенции. Государства-стороны Конвенции, которые ратифицируют ее, делают это потому, что согласны в том, что дискриминация против женщин во всех ее формах должна быть осуждена и что стратегии, сформулированные в статье, абзацы с "а" до "е", должны быть осуществлены государствами-сторонами с целью ликвидации дискриминации. 16. Ни традиционная религиозная или культурная практика, ни несовместимые национальные законы или политика не могут оправдать нарушений Конвенции. Комитет остается также в убеждении, что оговорки по статье 16, высказаны ли они по национальным, традиционным, религиозным или культурным основаниям, несовместимы с Конвенцией и поэтому недопустимы, они должны быть пересмотрены и модифицированы или отменены.

Сноска
5Общая рекомендация ?21(13-я сессия, 1994 г.) Равенство в браке и семейных отношениях, абзацы 41-44.

Снятие оговорок

17. Комитет полагает, что те государства-стороны, которые высказали оговорки к Конвенции, имеют перед собой несколько вариантов выбора. Любое государство-сторона Конвенции может:

а) после добросовестного рассмотрения результатов отчета сохранить свою оговорку;

б) отказаться от своей оговорки;

в) "отрегулировать" ситуацию путем замены непозволительной оговорки на допустимую;

г) отказаться от участия в договоре в качестве его стороны.

18. Комитет уже отметил, что к настоящему времени лишь очень немногие оговорки к статье 2 были отменены или модифицированы каким-либо государством- стороной Конвенции и что оговорки к статье 16 отменяются весьма редко.

19. Хотя статья 29 предполагает процедуру урегулирования межгосударственных споров, целый ряд государств высказал оговорки к самой статье 29, тем самым ограничив ее эффективность. Некоторые государства формально заявили о своих возражениях по оговоркам к статьям 2 и 16. Комитет признает и оценивает позитивное воздействие, которое может оказать применение этой процедуры на то, чтобы побудить государства к отмене или модификации своих оговорок. Комитет надеется, что многие государства тщательно проанализируют ситуацию и выскажут возражения против недопустимых оговорок к Конвенции.

20. Комитет также принимает к сведению точку зрения Специального докладчика, назначенного Комиссией по международному праву, относительно того, что возражения государств не только являются инструментом оказания давления на государства, высказывающие оговорки, но и служат полезным ориентиром для оценки самим Комитетом допустимости той или иной оговорки.

Роль Комитета

21. Комитету надлежит играть важную роль в соответствии с мандатом Венской Декларации и Программой действий, которая в абзаце 39 констатирует, что Комитет должен продолжать процесс рассмотрения и анализа оговорок.

22. Комитет делает вывод, что он имеет определенные обязанности в качестве экспертного органа, которому поручено рассмотрение периодических отчетов, предоставляемых ему. Комитет в своем анализе отчетов государств вступает в конструктивный диалог с государствами-сторонами Конвенции и выносит заключительные комментарии, в которых в рабочем порядке выражается озабоченность по вопросу внесения оговорок по статьям 2 и 16 или по вопросу о нежелании или неготовности тех или иных государств-сторон отменить или модифицировать свои оговорки.

23. Специальный докладчик полагает, что контроль за допустимостью оговорок является первостепенной обязанностью государств-сторон Конвенции. Однако Комитет вновь хотел бы привлечь внимание государств-сторон к своей серьезной озабоченности многочисленностью и масштабом недопустимых оговорок, а также тем, что даже тогда, когда те или иные государства возражают против таких оговорок, со стороны государств-сторон, которых это касается, имеет место нежелание отказываться или модифицировать оговорки и тем самым соблюдать общие принципы международного права.

Заключение

24. За 50 лет со времени принятия Всеобщей Декларации прав человека большинство государствчленов подтвердили свои обязательства по Конвенции посредством ратификации или присоединения к Конвенции. Теперь настало время заново проанализировать взятые государствами на себя ограничения в части обязательств по соблюдению в полном объеме принципов Конвенции посредством внесения тех или иных оговорок. Отмена или модификация оговорок, особенно к статьям 2 и 16, могли бы свидетельствовать о решимости государств-сторон Конвенции устранить все барьеры на пути к достижению женщинами полного равенства и о его обязательствах по обеспечению того, чтобы женщины имели возможность в полной мере участвовать во всех сферах общественной и частной жизни без страха дискриминации или встречного обвинения. Государства, которые отказались бы от своих оговорок, внесли бы тем самым крупный вклад в достижение целей и формального де-юре, и содержательного де-факто соблюдения Конвенции, которое могло бы стать похвальным и надлежащим вкладом в празднование 50-летия соблюдения Всеобщей Декларации прав человека, равно как и осуществления Венской Декларации и Программы действий 1993 г.

АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПАРЛАМЕНТОВ В ГОД 50-Й ГОДОВЩИНЫ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВСЕХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В XXI ВЕКЕ

100-я Межпарламентская конференция,

(1) Действуя в духе Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, и подтверждения ее принципов и стандартов в Венской Декларации и Программе действий 1993 года,

(2) Подчеркивая вновь, что Всеобщая Декларация представляет собой "общий стандарт достижения для всех народов и всех наций",

(3) Учитывая, что международное сообщество накануне нового столетия должно пойти значительно дальше простого рассмотрения положений этого исторического инструмента или формулирования призыва к уважению принципов, воплощенных в этом и последующих текстах, и прочертить направление для действий в будущем,

(4) Признавая, что права человека, демократия, устойчивое развитие и мир являются взаимосвязанными и взаимозависимыми,

(5) Признавая, что в силу своего значения человеческие права нуждаются в эффективных средствах правовой защиты в рамках национальных юридических систем и международного права, что побудило многие государства к включению в свои конституции этих прав и тех основных процедур обжалования их несоблюдения, которые делают возможной их защиту,

(6) Вновь заявляя о своем убеждении в том, что международные действия в области прав человека должны основываться на политических, экономических и социальных реальностях каждого из обществ в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, и должны быть направленными на достижение главной цели - укрепление и содействие продвижению уважения к правам человека и фундаментальным свободам через посредство международного сотрудничества,

(7) Подтверждая, что полное участие женщин в жизни общества и в демократических и транспарентных процессах принятия решений имеет фундаментальное значение с точки зрения достижения ими своих человеческих прав и обеспечения стабильной и производительной деятельности различных обществ,

(8) Осознавая, что крайняя бедность препятствует полному и всеохватывающему осуществлению прав человека, а в некоторых случаях угрожает даже самому праву на жизнь и что борьба против бедности и за возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами являются взаимозависимыми целями,

(9) Подтверждая вновь громадное значение права на развитие в качестве неотъемлемой части базисных человеческих прав в развивающихся странах и будучи убеждена в том, что достижение возможности осуществления этого права будет способствовать созданию положения, когда пользование человеческими правами и фундаментальными свободами обеспечивалось бы в полном объеме,

(10) Будучи озабочена тем, что права человека все еще подвергаются грубым и повторяющимся нарушениям во многих частях мира и что миллионы людей все еще лишены возможности пользоваться своими фундаментальными правами, что свидетельствует о неэффективности усилий, предпринятых до сих пор по изменению реального содержания человеческих отношений и по обеспечению гарантий и защиты прав человека,

(11) Находя предосудительными политические, правовые, социальные, культурные, идеологические и образовательные препятствия, которые во многих обществах затрудняют образование, основанное на идеях прав человека и демократии,

(12) Признавая необходимость принимать во внимание специальные меры защиты, нацеленные на обеспечение интересов жертв вооруженных конфликтов, беженцев и перемещенных лиц, (13) Будучи озабочена непрерывно ухудшающимся положением некоторых туземных народов, чья культурная идентичность постепенно исчезает и чьи языки находятся в процессе вымирания в результате политики переселения и ассимиляции, проводимой некоторыми государствами,

(14) Напоминая о резолюции 1998/8, принятой 54-й сессией Комиссии ООН по правам человека 3 апреля 1998 года по вопросу о смертной казни, (15) Находя предосудительным подстрекательство к терроризму со стороны какой-либо группы лиц или какого-либо государства в любой части света под любым предлогом,

(16) Повторяя вновь, что ни чрезвычайное положение, ни война не могут использоваться для достижения политических и военных целей с помощью военных преступлений и нарушения человеческих прав, в частности с помощью дискриминации против девочек и женщин, равно как и с помощью насилия и злоупотреблений, направленных против детей,

(17) Напоминая о том, что 1998 год является годом 50-летия принятия Конвенции о предотвращении и наказании преступлений геноцида, что позволяет парламентариям всех стран вновь привлечь внимание международного сообщества к значению этой Конвенции,

(18) Приветствуя принятие Дипломатической конференцией ООН 17 июля 1998 года в Риме устава Международного уголовного суда в качестве важного символа приверженности международного сообщества идее ликвидации безнаказанности и свершения правосудия,

(19) Будучи серьезно озабочена ростом угроз жизни и свободе персонала гуманитарных организаций, работающих во имя интересов жертв вооруженных конфликтов, беженцев и перемещенных лиц,

(20) Подтверждая вновь, что защита прав парламентариев является предпосылкой, позволяющей им защищать и содействовать защите прав человека и фундаментальных свобод в их собственных странах, и что, кроме того, природа парламента как представительного учреждения тесно связана с правами его членов,

(21) Подчеркивая значение достижений Межпарламентского союза на протяжении последних двадцати лет, признавая при этом побудительную роль Комитета по человеческим правам парламентариев в деле обеспечения уважения к человеческим правам парламентариев и к представительной и плюралистической природе института парламента,

(22) Напоминая о многочисленных резолюциях по вопросам прав человека, принятых в последнее время Межпарламентским союзом и содержавших призывы к правительствам и парламентам предпринять шаги по защите и продвижению прав человека в различных частях мира,

1. Призывает национальные парламенты и региональные и международные парламентские ассамблеи предпринять надлежащие меры с целью обеспечить такое положение:

I. чтобы международные и региональные инструменты по правам человека были ратифицированы и чтобы государства, которые этого еще не сделали, присоединились к этим инструментам;

II. чтобы эти права были вписаны в такие в правовом отношении обязывающие и юридически обязательные тексты, как национальные конституции и международные конвенции;

III. чтобы соответствующее национальное законодательство было проанализировано и в случае необходимости дополнено с целью приведения в соответствие с нормами и стандартами, воплощенными во Всеобщей Декларации прав человека и других инструментах по правам человека, принятых в ее развитие;

IV. чтобы какие-либо объявленные оговорки к международным инструментам по правам человека носили ограниченный характер и чтобы все имеющиеся оговорки подвергались регулярному пересмотру с целью их возможного снятия;

V. чтобы международным и региональным механизмам по правам человека, включая Международные трибуналы, была предоставлена полная поддержка и неограниченный доступ к информации;

VI. чтобы были созданы - в случае, если они еще не существуют, - независимые национальные механизмы по правам человека, которые имели бы мандат на проведение мониторинга по соблюдению стандартов по правам человека и на содействие продвижению прав человека;

VII. чтобы предоставлялась необходимая поддержка парламентариям и неправительственным организациям, активно работающим по вопросам продвижения принципов прав человека и защиты таких прав;

VIII. чтобы была предоставлена полная поддержка работе системы ООН, особенно Верховного Комиссара ООН по правам человека, и международным и региональным организациям; такая поддержка должна включать предоставление необходимых ресурсов и содействие в проведении полевых операций по правам человека;

2. Призывает все парламенты в качестве институциональных гарантов прав человека:

(I) провести специальные сессии в период около 10 декабря 1998 года, посвященные чествованию Всеобщей Декларации прав человека, определить имеющиеся недостатки в осуществлении прав человека и выработать конкретные меры по обеспечению всеобщего соблюдения прав человека;

(II) создать национальные парламентские комитеты по правам человека с целью мониторинга соблюдения прав человека на национальном и международном уровнях;

3. Выражает надежду, что руководящие органы МПС рассмотрят вопрос о проведении конференции представителей парламентских органов по правам человека с целью изучения средств повышения эффективности парламентских действий по защите прав человека;

4. Призывает парламенты активно работать с целью обеспечения такого положения:

(I) чтобы были разработаны планы национальных действий с целью защиты и содействия продвижению прав человека путем обеспечения надлежащего распространения информации и знаний о правах человека и методах содействия их реализации среди различных народов мира и путем создания для средств массовой информации условий, позволяющих им играть важную роль в этом процессе посредством привлечения внимания парламентов и правительств к вопросам прав человека;

(II) чтобы национальные правительства своевременно и эффективно выполнили свои обязательства перед органами договоров по правам человека и чтобы компетентные правительственные агентства в полной мере сотрудничали со специальными докладчиками ООН с тем, чтобы они пользовались необходимой поддержкой для эффективного выполнения своей работы;

(III) чтобы внешняя и экономическая политика и политика в области безопасности последовательно формировалась таким образом, который эффективно способствовал бы продвижению демократии, развития и прав человека в других государствах;

5. Призывает также все парламенты и их членов:

(I) активно работать в целях всемирной отмены смертной казни или по меньшей мере установления моратория на исполнение приговоров в ожидании полной отмены смертной казни;

(II) активно работать с тем, чтобы положить конец применению пыток во всем мире и оказать воздействие на соответствующие национальные правительства для обеспечения того, чтобы они в полной мере сотрудничали со специальным докладчиком ООН по вопросу пыток;

(III) обеспечить такое положение, при котором парламентарии имели бы право в любое время посещать тюрьмы и центры предварительного заключения и любые другие места, где люди удерживаются против их воли;

(IV) активно работать для запрещения производства, использования и хранения противопехотных мин; ответственность за разминирование следовало бы возложить на тех, кто устанавливал противопехотные мины;

(V) призвать правительства предпринимать меры по осуществлению международных инструментов, нацеленных на осуществление принципов защиты беженцев и на защиту жертв вооруженных конфликтов;

(VI) предпринять меры по предотвращению рекрутирования детей в качестве солдат и обеспечить такое положение, при котором бы дети и молодые люди не посылались в зоны военных действий или кризисные районы;

(VII) выработать улучшенные правовые стандарты по защите детей от физического и сексуального насилия, детской порнографии, детской проституции, торговли детьми, вредного детского труда и последствий войны;

(VIII) активно работать в целях защиты свободы религии и использовать свое влияние для содействия продвижению свободы мысли, совести, мнения и религии;

(IX) оказать воздействие на свои правительства с целью обеспечения того, чтобы сотрудничество по вопросам развития было поставлено в зависимость от уважения прав человека или чтобы стратегии сотрудничества по вопросам развития формировались таким образом, чтобы это приводило к улучшению ситуации с правами человека;

(X) призвать правительства продолжать предпринимать эффективные меры по обеспечению условий пользования экономическими, социальными и культурными правами и по облегчению бремени задолженности развивающихся стран;

(XI) выработать конкретные меры, способные противодействовать дискриминации в отношении национальных, этнических и социальных меньшинств;

6. Призывает правительства признать, что права на самовыражение и развитие являются фундаментальными и взаимозависимыми человеческими правами, и настоятельно призывает их продемонстрировать свою приверженность соблюдению обязательств по Международному пакту об экономических, социальным и культурных правах и Декларации о праве на развитие посредством наращивания своих усилий, направленных на то, чтобы положить конец всем случаям незаконной оккупации, которая лишает людей их человеческого права на самовыражение и развитие;

7. Призывает также государства воздерживаться от принятия или применения односторонних мер, противоречащих международному праву и Уставу ООН, в особенности от применения принудительных мер, имеющих экстерриториальный характер;

8. Призывает правительства и парламенты предпринять надлежащие меры, нацеленные на обеспечение большего равенства женщин, на обеспечение их эффективного и равного участия в общественной жизни, на предоставление им большего доступа к образованию и на предоставление им возможностей в полной мере пользоваться своими политическими, экономическими и социальными правами в соответствии с Пекинской Декларацией и Платформой действий и Планом действий МПС;

9. В этой связи обращается с призывом, к правительствам и парламентам:

(I) обеспечить всеобщее принятие и ратификацию Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации против женщин, прибегая к снятию национальных оговорок, принятию и введению в действие соответствующих национальных законов;

(II) принять и обеспечить мониторинг национального плана действий, включающего механизмы его осуществления, с целью большего уважения человеческих прав женщин и обеспечить положение, при котором соответствующие меры были бы приняты на парламентском, правительственном, региональном и местном уровнях;

(III) вести работу в направлении искоренения преследований, основанных на гендерном факторе, в ситуациях войны и конфликтов и обеспечения справедливости и безопасности от сексуального нападения и возмещения для его жертв;

(IV) принять и ввести в действие законы, равно как выделить ресурсы на создание программ с целью предотвращения и ликвидации всех форм насилия против женщин и девушек, включая торговлю женщинами и девушками, изнасилования и нанесения увечий в детородной сфере;

10. Призывает государства и международное сообщество расширить доступ женщин к экономическому благополучию путем:

(I) обеспечения женщин возможностями равного доступа к экономическим ресурсам, включая право владения собственностью, наследования и получения кредита;

(II) обращения к Международному валютному фонду, Всемирному банку и ООН с призывом ускорить обзор ими международных финансов;

(III) обеспечения равного доступа к образованию для женщин и девочек;

(IV) обеспечения доступа к чистой воде с тем, чтобы уменьшить затраты непроизводительного труда женщин, поддержать производство продовольствия и улучшить их здоровье;

11. Рекомендует, чтобы правительства и парламенты в признание прав женщин во всех их аспектах посвятили 8 марта 2000 года миру, развитию и демократии, основанным на предоставлении большей власти женщинам;

12. Настоятельно призывает к скорейшему подписанию и ратификации Римского устава Международного уголовного суда всеми государствами, которые этого еще не сделали, и рекомендует, чтобы парламенты этих стран активно работали в этом направлении; рекомендует далее, чтобы все парламенты оказали все свое влияние с целью скорейшего создания и эффективного функционирования этого Суда;

13. Призывает все государства защищать права защитников прав человека во всем мире, включая парламентариев, путем поддержки среди прочего принятия проекта Декларации о защитниках прав человека на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН;

14. Просит государства подписать и ратифицировать Конвенцию о безопасности персонала ООН и ассоциированного персонала от 9 декабря 1997 года и тем временем рассмотреть вопрос о путях и средствах усиления защиты персонала ООН и других организаций, осуществляющих свою деятельность в ходе выполнения гуманитарных операций.

15. Выражает свою признательность всем государствам, которые ратифицировали Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений геноцида и настоятельно призывает парламенты работать в направлении ускорения ратификации и осуществления этой Конвенции;

16. Осуждает любой акт любого лица, государства, группы лиц или государств и все акты, методы и приемы терроризма в любой форме, включая террористическое поведение государств, как виды деятельности, направленные на уничтожение прав человека, угрожающие территориальной целостности и безопасности государств, дестабилизирующие законным путем учрежденные правительства и направленные против гражданского населения и жизнеобеспечивающих производственных мощностей;

17. Поощряет диалог между культурами, цивилизациями, религиями и нациями, нацеленный на защиту и продвижение прав человека, и призывает правительства стремиться к мирному урегулированию споров и разногласий между ними путем переговоров так, чтобы создать мирную среду обитания, предоставляющую людям возможность в полной мере пользоваться человеческими правами;

18. Утверждает, что право на развитие и приличествующие жизненные стандарты является всеобщим и неотчуждаемым правом и интегральной частью фундаментальных прав человека, которые следует продвигать и в полной мере реализовывать с помощью международного сотрудничества и создания благоприятной международной среды без гегемонии какого-либо государства или навязывания политики принуждения или создания голода в тех или иных государствах, и что включение Декларации о праве на развитие в Международный билль о правах человека стало бы подходящим средством отметить 50-летнюю годовщину Всеобщей Декларации прав человека;

19. Призывает всех членов Межпарламентского союза предпринять необходимые шаги с целью обеспечения того, чтобы полугодовые отчеты Комитета по человеческим правам парламентариев и соответствующие резолюции Межпарламентского совета официально доводились до сведения национальных парламентов и становились предметом обсуждения и в случае необходимости принятия соответствующих мер; и призывает Комитет распространять как можно шире оценки эффективности своих действий, направленных на восстановление уважения к человеческим правам и на возращение к принципам парламентской демократии;

20. Призывает далее к тому, чтобы правительства и парламенты обеспечивали полновесное уважение к гарантиям, определяющим условия деятельности парламентов, с целью охраны независимости и автономности парламентов, равно как и баланса полномочий между различными ветвями государственной власти, который является основанием любой демократической системы.