окончание в ротик https://indi-tt.com/

N2
1998 г.
Архив журналов | Содержание _

ООН И ПРАВА ЖЕНЩИН:
история и современность



Л.Д. Бойченко
к.и.н., кафедра общеправовых дисциплин юридического факультета


Эта книга включает в себя обращение Генерального секретаря, подробную хронологию и более 100 документов ООН, относящихся к вопросу прав женщин. Вот некоторые из них: историческая Конвенция 1979 г. *О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин*; международные Конвенции о политических правах женщин и о гражданстве замужней женщины; Планы действий, декларации и резолюции, принятые в период проведения ряда Всемирных конференций по положению женщин начиная с Конференции в Мехико 1975 г., в том числе - Найробийские перспективные стратегии 1985 г.; резолюции Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета; обзоры и статистические данные ООН о положении женщин в мире.

Помимо этого издан ряд монографий и учебников, в которых так же освещается данная проблема (Смотри список рекомендуемой литературы). Многие женские НПО обмениваются информацией, связанной с правами женщин.

I. ООН и права человека

Система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций была создана всего за три года. На организационном уровне за подписанием Устава последовало создание главных органов и специализированных учреждений, обладающих компетенцией в области прав человека. Защите и поощрению прав человека этими органами способствовало также заключение конвенций.

Название *Объединенные Нации* было предложено президентом США Франклином Д. Рузвельтом и впервые появилось в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, во время Второй Мировой войны, когда представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную войну против Германии и стран, ее поддерживающих.

Устав Организации Объединенных наций был разработан представителями 50 государств на состоявшейся 25 апреля - 26 июня 1945 года в Сан-Франциско Конференции Объединенных Наций по созданию Международной организации. Основой документа стали предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов в Думбартон-Оксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала Устав позже и вошла в группу государств-основателей ООН, состоящую из 51 государства-члена.

Официально Организация Объединенных Наций начала существовать с 24 октября 1945 года, после того, как ее Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом и Соединенными Штатами, а так же большинством других, подписавших его, государств. С тех пор 24октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

Устав Организации Объединенных Наций - учрежденный акт Организации, которым устанавливаются права и обязанности государств-членов, учреждаются органы и процедуры ООН. Будучи международным договором, Устав кодифицирует на международном уровне основополагающие принципы международных отношений - от суверенного равенства государств до запрета на применение силы в международных отношениях, утверждение фундаментальных прав человека.

Новизна Устава связана не только с провозглашенными в нем целями. Пункт *с* статьи 55, написанный в императивных выражениях, обязывает Организацию Объединенных Наций содействовать *всеобщему уважению и соблюдению прав человека*. Для того, чтобы Организация Объединенных Наций могла выполнять эту миссию, Устав предоставляет ей определенные полномочия и предписывает некоторые методы. Эти полномочия соответствуют трем основным понятиям: *изучение*, *обследование* и *рекомендации*. В связи с этим следует сослаться на статью 13, касающуюся Генеральной Ассамблеи; статью 60 - о выполнении функций, связанных с международным сотрудничеством в экономической, социальной областях и в области прав человека; статью 62, определяющую функции Экономического и Социального Совета, и статьи 76 и 87, касающиеся системы опеки.

Эти полномочия и методы позволяют Организации Объединенных Наций, в частности, рекомендовать государствам ратифицировать международные договоры о правах человека, подготовленные в рамках Организации. В результате систематического использования этой процедуры, предусмотренной в пункте 3 статьи 62, в настоящее время действуют около 200 документов Организации Объединенных Наций о правах человека.

Одним из первых крупных достижений ООН в области прав человека стало единогласное принятие Генеральной Ассамблеей в 1948 г. *Всеобщей декларации прав человека*, провозглашенной *в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства*. В последующие годы Организация продолжала устанавливать стандарты и контролировать соблюдение всемирных правовых документов в данной области посредством работы Комиссии по правам человека, других органов и Специальных докладчиков.

Рекомендации - главное оружие Организации Объединенных Наций в области прав человека. В отличие от договоров, рекомендации не являются юридически обязательными для государств. Однако, это не просто призывы. Во многих случаях считают, что статья 56 предусматривает обязательство тщательно и добросовестно рассматривать рекомендации и даже предполагает позитивное отношение к ним. Действительно, эта статья обязывает государства-члены *предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей (включая уважение прав человека), указанных в статье 55*. Существует общее согласие как минимум в отношении того, что практика систематического игнорирования и полного неприятия рекомендаций Организации Объединенных Наций противоречит статье 56. В частности, на эту статью ссылались с целью осудить систему апартеида за тяжкие, массовые и систематические действия в нарушение соответствующих резолюций Организации Объединенных Наций.

Следует также подчеркнуть, что некоторые нормы Организации Объединенных Наций в области прав человека, имеющие форму рекомендаций, приобрели такой авторитет, что многие считают их вводящими или подкрепляющими норму международного обычного права. Это говорилось, в частности, о ряде разделов Всеобщей декларации прав человека.

Обязанности государств-членов, вытекающие из статьи 56, не ограничиваются позитивным рассмотрением рекомендаций Организации Объединенных Наций. К числу этих обязанностей относят общее обязательство предпринимать инициативы с целью добиться прогресса в совершенствовании национального законодательства и практики в области прав человека даже при отсутствии четких руководящих принципов Организации Объединенных Наций.

После 1948 года появление новых крупных очагов напряженности, в частности, начало *холодной войны*, привело к сильной политизации некоторых дискуссий по проблемам прав человека в рамках Организации Объединенных Наций и к возникновению некоторой инерции.

Структура и процедуры, учрежденные Уставом Организации Объединенных Наций, в корне отличаются от действовавших во времена Лиги Наций.

Эта разница, возможно, наиболее очевидна в области прав человека.

Среди важнейших отличий - плюрализм и гибкость системы Организации Объединенных Наций. Устав возложил достаточно общие обязанности, включая право рассматривать различные аспекты прав человека, на большое число органов и организаций, а не на какой-то один комитет. Таким образом, все главные органы Организации Объединенных Наций могут играть прямую или косвенную роль в области прав человека.

Генеральная Ассамблея - основной орган ООН. Компетенция Генеральной Ассамблеи является почти не ограниченной, поскольку статья 10 уполномочивает ее *обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава* и давать государствам-членам *рекомендации* в целях *содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии*.

В 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла два важнейших Пакта по правам человека: Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Они вступили в силу в 1976 г. Вместе со Всеобщей декларацией они известны как Международный билль о правах человека.

Благодаря усилиям ООН были приняты декларации и конвенции по многим аспектам прав человека; среди них - расовая дискриминация, вероисповедание, пытки, проституция, рабство, геноцид, проблемы беженцев, положение женщин, заключенных, трудящихся, детей, лиц без гражданства, жертв войны, инвалидов, престарелых, мигрантов, неграждан, коренных народов.

Были проведены Всемирные конференции по правам человека в Тегеране (1968 г.) и Вене (1993 г.). На последней конференции ООН вновь подтвердила свою решимость защищать права человека во всемирном масштабе путем принятия специальной Декларации и Программы действий.

II. Права женщин в контексте прав человека

Вопросам статуса женщин, их юридического и фактического равенства ООН уделяет пристальное внимание. Улучшение положения большей части общества она относит к разряду актуальных проблем современности. Убедительным свидетельством тому служит практическая деятельность ООН в этой важной сфере жизни общества.

В течение многих лет ООН была определяющим фактором в процессе содействия признанию прав женщин как основных прав человека, кодификации этих прав в юридически обязательных международных соглашениях и поощрению более глубокого осознания центральной роли женщин в миростроительстве, а также в социально-экономическом развитии.

Генеральная Ассамблея ООН положила начало усилиям Экономического и Социального Совета, которые привели к организации в 1948 году в Женеве Конференции Организации Объединенных Наций по свободе информации и к подготовке проектов конвенций по данной проблеме. Другие резолюции Генеральной Ассамблеи касались, к примеру, вопроса о равенстве между мужчинами и женщинами, особенно в том, что касается политических прав, защиты прав профессиональных союзов и запрещения принудительного труда. Последние два вопроса, относящиеся к компетенции Международной организации труда (МОТ), рассматривались Генеральной Ассамблеей по просьбе этого специализированного учреждения и в сотрудничестве с ним.

С 1946 по 1948 год Экономический и Социальный Совет принял ряд важнейших решений по организационным вопросам. В 1946 году, в соответствии со статьей 68 Устава, он учредил Комиссию по правам человека (1), первоочередной задачей которой стала выработка Международного билля о правах. В том же году вопросы, касающиеся положения и прав женщин, были переданы из компетенции подкомиссии экспертов в ведение межправительственной Комиссии, подотчетной непосредственно Совету.

Решениями, принятыми на первой и второй сессиях Экономического и Социального Совета в 1946 году, Комиссия уполномочена представлять Совету предложения, рекомендации и доклады, в том числе и о предупреждении дискриминации по признаку расы, пола, языка или религии.

КОМИССИЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИН

Первоначально, в феврале 1946 года, Экономический и Социальный Совет постановил учредить этот орган как одну из подкомиссий Комиссии по правам человека в составе экспертов, действующих в своем личном качестве. Однако, на своей второй сессии, в июне 1946 года, Совет придал этому органу статус межправительственной комиссии, представляющей доклады непосредственно Совету. Важную роль в повышении статуса Комиссии сыграли предложения заинтересованных неправительственных организаций, но большинство их полагало, что Комиссия должна сохранить свой неправительственный характер.

Резолюция 11(II) (2) Экономического и Социального Совета предусматривает, что функцией Комиссии является *подготовка рекомендаций и докладов Экономическому и Социальному Совету о защите прав женщин в политической, экономической, социальной и просветительной областях*; она также *дает рекомендации Совету по срочным проблемам*. Согласно рекомендации, вынесенной Комиссией по положению женщин на ее первой сессии (1947 год), Экономический и Социальный Совет расширил мандат Комиссии, включив в него поощрение гражданских прав женщин. Совет прямо заявил, что рекомендации по *срочным* проблемам, относящимся к правам женщин, должны быть направлены на проведение в жизнь принципа равенства между мужчинами и женщинами, и что Комиссия должна предложить способы выполнения таких рекомендаций.

Членами Комиссии являются правительственные эксперты, избираемые Советом. Число ее членов возросло с 15 до 45; они избираются согласно критериям географического представительства, аналогичным тем, которые регулируют избрание членов Совета и Комиссии по правам человека.

Было предусмотрено, что Комиссия должна собираться на очередную сессию один раз в год. С 1971 по 1989 год такие сессии проводились каждые два года. С 1989 года Комиссия вновь собирается ежегодно; этот порядок сохранится до 2000 года.

С самого начала наблюдатели от неправительственных организаций, имеющих консультативный статус, играли как минимум столь же активную роль в работе этого органа, что и в деятельности Комиссии по правам человека.

На своих первых заседаниях в 1948 и 1949 годах Комиссия начала разрабатывать программу своей работы, особенно по вопросам гражданства замужней женщины (эту тему Комиссия изучала с начала 1948 года), политических прав женщин и согласия на вступление в брак.

Что касается индивидуальных сообщений, то конфиденциальная процедура, предложенная Комиссией по положению женщин и принятая Экономическим и Социальным Советом 5 августа 1947 года, была весьма сходна с применяемой в Комиссии по правам человека. Однако, в отличие от Комиссии по правам человека, Комиссия по положению женщин не заявляла, что она *не имеет полномочий в данной области*.

В 1949 году Организация Объединенных Наций, занявшись вопросом о рабстве и сходной с ним практике, приняла Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, в которой были развиты и подкреплены предыдущие документы, принятые в XIX веке и во времена Лиги Наций. Протоколом от 23 октября 1953 года были внесены поправки в Конвенцию 1926 года о рабстве, приспосабливающие ее к мандатам учреждений Организации Объединенных Наций. Кроме того, в 1956 году был принят документ с расширенной сферой действия и с более ограничительными определениями - Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (3). Эта Конвенция содержит положения об ее осуществлении на международном уровне, предусматривающие предоставление государствами информации об осуществлении Конвенции Генеральному секретарю (статья 8).

Комиссия по положению женщин подготовила, а Генеральная Ассамблея утвердила важные международные нормы, касающиеся прав женщин: Конвенцию о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года (4), Конвенцию о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 года (5) и Конвенцию о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков от 7 ноября 1962 года (6).

Договор, упомянутый выше последним, предусматривает установление минимального брачного возраста, но сам этот возраст в нем не указывается. Последующая рекомендация от 1 ноября 1965 года, в принципе, устанавливает минимальный брачный возраст в 15 лет.

Шесть из семи основных международных документов по правам человека, подготовленных Организацией Объединенных Наций, предусматривают создание механизмов для контроля и последующих действий, это:

  • Международный пакт о гражданских и политических правах;
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Хотя для седьмого такого документа - Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах - имеется механизм контроля, аналогичный предусмотренным другими конвенциями, последний был учрежден резолюцией Экономического и Социального Совета, а не в соответствии с самим Пактом.


Обязанности по контролю и последующими действиями в отношении осуществления вышеупомянутых прав человека возлагаются на комитеты независимых экспертов, избираемых государствами-участниками каждого документа, а в случае с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах - членами Экономического и Социального Совета. Каждый из этих комитетов именуется в соответствии с названием документа, соблюдение которого он контролирует, за исключением Комитета по правам человека, утвержденного согласно Международному пакту о гражданских и политических правах.

Среди многочисленных процедур контроля за соблюдением прав человека, которые применяются под эгидой Организации Объединенных Наций, единственная процедура, общая для всех упомянутых документов - это предоставление докладов. Государства, являющиеся участниками пяти документов: двух пактов, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка и Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, должны представлять информацию о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в этих документах, и любых факторах и затруднениях, влияющих на их усилия по обеспечению полного осуществления этих прав. Только Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видах обращения и наказания и Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации требуют, чтобы государства докладывали лишь о принятых мерах по реализации ими трудностей, препятствующих полному и немедленному осуществлению этих прав. В дополнение к общим требованиям в отношении представления докладов, содержащимся в каждом документе, каждый договорной орган разработал руководящие принципы представления докладов и методы работы. Они приспособлены к соответствующим типам прав или групп населения и призваны дать как можно более четкие указания представителям правительств, которые готовят эти доклады или представляют их комитету.

МЕТОДЫ РАБОТЫ ДОГОВОРНЫХ ОРГАНОВ.

Методы работы договорного органа зависят от того, рассматривает ли он первоначальный или периодический доклад. Первоначальный доклад дает договорному органу, которому поручено следить за соблюдением государством своих обязательств по соответствующему документу, общее представление о положении в области прав человека в этом государстве. Этот первоначальный доклад закладывает основу для рассмотрения комитетом всех последующих докладов, которые будут представлены этим государством согласно соответствующему документу, и позволяет комитету впервые установить контакты с этим государством. Все члены комитета тщательно рассматривают первоначальный доклад, представляемый в письменной форме. Затем комитет проводит заседание, на котором доклад обсуждается устно при активном участии представителей заинтересованного государства-участника. То обстоятельство, что первоначальный доклад нередко рассматривается на нескольких заседаниях, говорит о серьезности, с которой все заинтересованные стороны подходят к этой задаче.

При рассмотрении периодических докладов, представляемых вслед за первоначальным, методы работы различаются в различных комитетах. Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет против пыток избирают из числа своих членов докладчиков по странам, которые делают обзор всей имеющейся информации по рассматриваемым странам и готовят список вопросов для их представителей. Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет по правам ребенка создают для этого рабочие группы. Для того, чтобы содействовать еще более тесному сотрудничеству с государствами и получить полное представление о положении с правами человека в рассматриваемых странах, рабочие группы, создаваемые Комитетом по правам человека и Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам, готовят списки вопросов, которые могут быть поставлены при рассмотрении каждого доклада, и заранее направляют их правительствам заинтересованных государств-участников.

На международном уровне система представления докладов - единственная структура, в рамках которой можно призвать высокопоставленных должностных лиц отчитаться о законах и политике, применяемых их правительствами в области прав человека. Однако, обязанность представлять доклад органу по контролю за соблюдением договора не связана с обязательством ликвидировать последствия любого нарушения, которое может выявиться при рассмотрении такого доклада. Поэтому обнадеживает то обстоятельство, что ряд государств доказал свое серьезное намерение выполнять свои обязательства согласно документам по правам человека, изменив законодательство или политику в ответ на озабоченность, выраженную соответствующими договорными органами. Такой подход служит примером добросовестности, на которой строится вся система представления докладов. Лица, утверждающие, что их права человека нарушены, могут направлять *сообщения*, или жалобы, на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Неправительственные организации (НПО), занимающиеся вопросами прав человека, часто вносят прямой или косвенный вклад в рассмотрение докладов государств-участников договорными органами. Они могут внести полезный вклад в работу комитетов, представив самостоятельно собранную фактическую информацию или предложив иное толкование правительственной политики - иными словами, предложив по-новому взглянуть на положение в области прав человека в той или иной стране. Однако, характер и степень их участия, а в некоторых случаях их участие в устном обсуждении представляют собой спорные вопросы. Большинство неправительственных организаций выступает в роли *сторожевых псов*, анализируя деятельность и политику правительств с тем, чтобы выявить нарушения интересующих их прав и сообщить о них. Следовательно, если отвести им слишком важную роль в рассмотрении докладов государств, то возникнет риск превратить процесс сотрудничества и *конструктивного диалога* в возможность для выдвижения обвинений против государств, представляющих доклады, и создать впечатление, что договорные органы действуют как прокуроры, тем самым выходя за рамки своих мандатов.

Проведение в 1975 году Международного года женщины, а затем в 1976-1985гг. - Десятилетия женщины подвигло ООН к принятию специального акта международно-правового регулирования прав женщин. В декабре 1979 г. Генеральная Ассамблея одобрила Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 1 марта 1980 г. Конвенция была готова для подписания, а в сентябре 1981 г. вступила в силу.Наша страна была в числе инициаторов и разработчиков Конвенции и одной из первых подписала ее. В декабре 1980 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР.

К настоящему времени к Конвенции присоединились 133 государства (всего в ООН 185 государств-членов), и по числу участников это одна из самых многочисленных Конвенций. Такое широкое признание свидетельствует о высоком значении, придаваемом мировым сообществом повышению роли женщин в современном мире.

Важная особенность Конвенции - ее универсальность. В ст. 23 содержится уазание, что ничто в ней не затрагивает каких-либо положений национального законодательства стран-участниц, более способствующих достижению равенства полов. В свою очередь, приоритет международного документа позволяет обеспечить более высокий уровень защиты прав женщин в случае, если национальное законодательство не имеет тех или иных установлений, содержащихся в Конвенции. В странах-участницах ссылка на нормы Конвенции может служить основанием судебного разбирательства в случае нарушения прав женщин.

Конвенция является ориентиром, надежным инструментом для анализа действий по улучшению положения женщин в той или иной стране в соответствии с международно признанными документами. Она задает тот уровень правового статуса женщин, который соответствует современным международным требованиям в области прав человека.

Для Конвенции характерен всесторонний подход и охват широкого спектра проблем - правовых, социальных, культурных, экономических, политических, моральных, характеристик положения женщин, их места и роли в обществе. Она предусматривает также принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на скорейшее установление равенства женщин, обеспечение равных возможностей и равного обращения, исходит из необходимости изменения моделей поведения мужчин и женщин, стереотипного патриархального отношения к их социальным ролям; повышения ответственности родителей за воспитание детей; создания возможностей для широкого включения женщин в политическую жизнь, дипломатическую работу, международную деятельность. Особо важна роль средств массовой информации в формировании уважительного отношения к женщине.

III. Женские конференции ООН и обеспечение прав женщин

Долгосрочной целью ООН является улучшение положения женщин и расширение их возможностей во всех сферах повседневной жизни. На четырех крупных всемирных конференциях ООН были поставлены задачи, связанные с улучшением положения женщин и охраной их прав, на период до конца века. Период 1975-1985 гг. был провозглашен ООН Десятилетием женщины. Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) и Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщин (МУНИУЖ) поддерживают проекты по повышению качества жизни женщин более чем в 100 странах.

Пекинская конференция (1995г.) - четвертая в серии проводимых под эгидой ООН глобальных конференций по положению женщин, которые закладывают основы для деятельности в этой области. Предыдущие конференции проходили в Мехико (1975 г.), Копенгагене (1980 г.), и Найроби (1985 г.)

Четвертая Всемирная конференция активизировала рассмотрение темы *Равенство, развитие и мир*, утвержденной на первой Конференции в Мехико. На Конференции, состоявшейся в Копенгагене, к обсуждаемой проблеме были добавлены три подтемы: занятость, здравоохранение и образование. На третьей Конференции эти темы были объединены в документе *Найробийские перспективные стратегии в области улучшения положения женщин до 2000 года.*

Тысячи женщин и мужчин со всего мира собрались 4-15 сентября 1995 года в Пекинском международном конференционном центре, расположенном в сердце китайской столицы, для участия в работе IV Всемирной конференции по положению женщин.

Представители почти всех стран и всех слоев общества - от глав государств, государственных служащих и дипломатов до домохозяек, от представителей международных и неправительственных организаций до студентов, учителей и фермеров - собрались вместе для того, чтобы: оценить прогресс в достижении равных возможностей для женской половины населения во всех странах и во всех областях; согласовать глобальную стратегию для Платформы действий в целях улучшения положения женщин; определить приоритетные действия, которые должны быть осуществлены международным сообществом, включая систему ООН; и мобилизовать усилия как женщин, так и мужчин, представляющих разные слои населения (и лиц, принимающих решения, и широкие массы), на достижение согласованных целей.

Параллельно с официальной Конференцией с 30 августа по 8 сентября проходил Форум НПО по положению женщин. В его работе приняли участие около 30 тыс. женщин и мужчин, в том числе и автор этих строк, которые поделились опытом работы по улучшению как условий жизни женщин, так и их положения в обществе.

На семинарах-практикумах в ходе Форума были рассмотрены все темы: от охраны здоровья женщины и трудосберегающих технологий до гендерных вопросов и политики в области положения женщин, искоренения насилия в отношении женщин и продвижения женщин по службе в эпоху компьютерной техники. Особое внимание уделялось концепции устойчивого социального развития.

Тем временем на официальной Конференции обсуждался и был принят проект Платформы действий с особым упором на 12 *важнейших проблемных областей*, являющихся, как установлено, препятствиями на пути улучшения положения женщин. Эти области охватывают проблемы нищеты, образования, здравоохранения, насилия, вооруженных конфликтов, экономического неравенства, участия в органах власти, традиционной практики, прав человека, средств массовой информации, окружающей Среды и положения девочек.

В проекте Платформы действий - основном документе, принятом на Конференции в Пекине, определено более 200 мероприятий, которые должны проводиться правительствами, международным сообществом, НПО. (См. приложение * 2)

Заключение

Организация Объединенных Наций родилась в последние огненные часы самого опустошительного конфликта, какой знал мир, чтобы *избавить грядущие поколения от бедствий войны* и заложить более прочный фундамент для торжества мира. В последующие пять с лишним десятилетий всемирная Организация стремилась достичь благородных целей своего Устава во многих областях, таких, как: разоружение, деколонизация, защита прав человека, уважение международного права человека, уважение международного права и содействие социальному прогрессу и повышению уровня жизни всех граждан мира.

Права женщин как права человека, отстаиваемые ООН, основаны на достоинстве, присущем всем членам человеческой семьи. Это достоинство и вытекающие из него права на свободу и равенство являются неотчуждаемыми и неотменяемыми. Они имеют преимущество перед всеми полномочиями, включая полномочия государства, которое может их регулировать, но не отменять.

Человеческое достоинство существует и должно признаваться без какого-либо различия. Отсюда следует, что права человека универсальны по своей природе и приобретаются при рождении всеми членами человеческой семьи независимо от политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит.

Все более широкое признание людьми своего равного достоинства, являющегося их общим наследием, содействует постепенному утверждению *духа братства* в их отношениях.

Следует отметить, что данная работа *ООН и права женщин: история и современность* не является исчерпывающей. Ее конкретная цель - дать читателю общее представление о деятельности Организации Объединенных Наций в области прав женщин. Кроме того, в ней освещается в основном деятельность самой Организации Объединенных Наций, но мало говорится о деятельности специализированных учреждений, которая нередко важна сама по себе и может служить продолжением данной работы. 25 июня 1957 года

ООН и права женщин: хронология основных событий

26 июня 1945 года
В Сан-Франциско подписаны Устав Организации Объединенных Наций и Статус Международного Суда.
21 июня 1946 года
В соответствии с резолюцией 11 (II) Экономического и Социального Совета учреждена Комиссия по положению женщин.
10 декабря 1948 года
Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека.
2 декабря 1949 года
Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами.
4 ноября 1950 года
Государства - члены Совета Европы приняли Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (Европейскую конвенцию о правах человека).
20 декабря 1952 года
Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о политических правах женщин.
23 октября 1953 года
Генеральная Ассамблея приняла Протокол о внесении изменений в Конвенцию о рабстве, подписанную в Женеве 25 сентября 1926 года.
7 сентября 1956 года
Конференция полномочных представителей приняла Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством.
29 января 1957 года

30 июля 1959 года
Экономический и Социальный Совет принял резолюцию 728 F (XXVIII), согласно которой на Комиссию по правам человека были возложены некоторые обязанности по рассмотрению сообщений, касающихся прав человека.
21 декабря 1965 года
Генеральная Ассамблея приняла Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенция предусматривает создание Комитета по ликвидации расовой дискриминации.
16 декабря 1966 года
Генеральная Ассамблея приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему. Этот Пакт предусматривает создание Комитета по правам человека.
7 ноября 1967 года
Генеральная Ассамблея приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин.
9 декабря 1975 года
Генеральная Ассамблея приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
18 декабря 1979 года
Генеральная ассамблея приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция предусматривает создание Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
13 декабря 1985 года
Генеральная Ассамблея приняла резолюцию по вопросу об осуществлении Найробийских перспективных стратегий в области улучшения положения женщин.
20 ноября 1989 года
Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция предусматривает создание Комитета по правам ребенка.
15 декабря 1989 года
Генеральная Ассамблея приняла второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Соблюдение Протокола контролирует Комитет по правам человека.
Июнь 1993 года
Принята Венская декларация и программа действий.
Август-сентябрь 1995 года
На IV Всемирной конференции женщин в Пекине была принята *Платформа действий* по улучшению положения женщин.

Рекомендуемая литература
Новикова Э. *Международная защита прав женщин: история и современность.* Преображение. М., * 3, 1995.
*Права человека: изложение фактов*: * 22. Дискриминация в отношении женщин: конвенция и комитет. ООН, Женева, 1995.
*Права человека: изложение фактов*: * 23. Опасная традиционная практика, пагубно отражающаяся на здоровье женщин и детей. ООН, Женева, 1995.
Хроника ООН. Февраль 1996, том XXXII, * 3.
Феминистская теория и практика: Восток- Запад. Конференция 09.06- 12.06.95,С-Петербург, 1996.
Мертус Джулия. *Права женщин- права человека*. Пособие для учебных занятий. М., Глас, 1996.
*Заявляем наши права*. Институт женщин, права и развития. Пер. с англ. М., Глас, 1996.
Основные сведения об организации Объединенных Наций. Изд. *Юридическая литература*, М. 1995.